Вышла из строя стиральная машина (холодильник, микроволновка или еще что-то из бытовой техники)? Не торопитесь бежать в магазин покупать новую или искать мастера- в большинстве случаев неисправность можно устранить самостоятельно, сэкономив при этом не одну тысячу рублей. Конечно-же вся современная бытовая техника имеет довольно высокий уровень сложности, однако вместе с этим в ней предусмотрены и функции самодиагностики, что значительно упрощает ремонт
-->

МЕХЗАВОД|Ремонт бытовой техники и электроники cвоими руками

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МЕХЗАВОД|Ремонт бытовой техники и электроники cвоими руками » Радиосхемы » Универсальная радиосигнализация


Универсальная радиосигнализация

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Разработанная универсальная УКВ радиосигнализация позволяет охранять различные объекты: квартиры, дачи, ларьки, гаражи, а также автомобили от несанкционированного доступа. УКВ радиосигнализация работает в разрешенном диапазоне частот 40.. 48 МГц и при этом не создает помех теле- и радиоприемникам. Дальность действия радиосигнализации может составлять до 10 км. При использовании различных датчиков (фотодатчики, термодатчики, емкостные и акустические датчики) радиосигнализация может работать с любыми видами воз действий, и выполнять функции не только охранной, но и пожарной сигнализации. Таким образом, устройство обладает широким спектром возможностей, которые могут удовлетворять как начинающих, так и опытных радиолюбителей. Схема отличается крайней простотой и хорошими характеристиками, не содержит дефицитных деталей, проста в изготовлении и наладке.

Принцип работы радиосигнализации.
Радиосигнализация состоит из передатчика и приемника, разнесенных друг от друга на расстоянии до 10 км. Электрическая принципиальная схема передатчика приведена на рис. 1.
http://forumupload.ru/uploads/0019/8b/c2/2/95377.jpg

Передатчик состоит из датчика, кварцевого генератора, умножителя частоты и усилителя мощности. Основу приемника (рис. 2) составляет микросхема DA1 TDA7021, которая представляет собой супергетеродин с одним преобразованием частоты и звуковой генератор на микросхеме DD1 К561ЛА7.
Сработавший датчик G1 (рис. 1) (дверь открыли) запускает кварцевый генератор, собранный на транзисторе VT1 по схеме емкостной трехточки и работающий на основной частоте кварца. С кварцевого генератора сигнал поступает на умножитель частоты, выполненный на транзисторе VT2. Сигнал с контура умножителя частоты через катушку связи L5 поступает на вход усилителя мощности, выполненного на транзисторе VT3. Умножитель частоты и усилитель мощности работают с высоким КПД в режиме класса С. Далее сигнал с усилителя мощности поступает на выходной П-контур, который согласует выходное сопротивление транзистора с антенной радиосигнализации и фильтрует гармоники выходного сигнала. Даже если датчик вернулся в исходное состояние (дверь закрыли). ВЧ сигнал будет еще некоторое время поступать в эфир (это время зависит от емкости конденсатора С1).

Сигнал с антенны приемника радиосигнализации  (рис. 2) поступает через избирательный контур L2, С14 на внешний УВЧ приемника, выполненный на транзисторе VT1 КТ368. Усиленный сигнал высокой частоты и сигнал гетеродина, контуром которого являются катушка индуктивности L1 и конденсатор С5, поступают на внутренний смеситель микросхемы DA1. Сигнал ПЧ (около 70 кГц) с выхода смесителя выделяется полосовыми фильтрами, элементами коррекции которых являются конденсаторы С7 и С8, и поступает на вход усилителя-ограничителя. Усиленный и ограниченный сигнал ПЧ поступает на ЧМ детектор. Демодулированный сигнал, пройдя через фильтр НЧ коррекции, внешним элементом которого является конденсатор СЗ, поступает на устройство бесшумной настройки (БШН). На наличие несущей частоты реагирует система БШН приемника, которая запускает звуковой генератор на микросхеме DD1. Внешний конденсатор С4 задает постоянную времени срабатывания системы БШН. Таким образом происходит вызов в приемнике сигнализирующий о проникновении объекта на nохраняемую территорию.

Технические характеристики Радиосигнализации:
Радиус действия, км 5... 10
Диапазон рабочих
частот, МГц 40...48
Стабилизация
частоты торцевая
Частота вызывного
сигнала, кГц 2...3
Выходная мощность передатчика, не
менее, Вт 0,8
Чувствительность
приемника, мкВ 1...2
Потребляемый ток передатчика, не
более, мА 250
Потребляемый ток приемника,
не более, мА 12
Напряжение питания
передатчика, В 12
Напряжение питания
приемника. В 3...6
Антенна передатчика
наружная штыревая, см 170
Антенна приемника
телескопическая, см 30...50

Настройка радиосигналиэации.
Данная схема при отсутствии ошибок в монтаже и использовании качественной элементной базы работает при первом включении. Необходимо отметить, что первое включение передатчика необходимо производить с нагрузочным безындукционным резистором сопротивлением 51 Ом (1 Вт), включенным между выходом передатчика и общей шиной. Перед началом измерений замыкают датчик G1. Контроль работы задающего генератора осуществляют ВЧ вольтметром на базе транзистора VT2. При этом резистором R1 добиваются оптимальной работы генератора. После этого, контролируя ВЧ колебания на базе транзистора VT3, настраивают умножитель частоты на вторую гармонику кварца, путем подстройки контура С8, L4. На более высших гармониках кварц возбуждать не следует, так как с ростом гармоники падает мощность передатчика радиосигнализации. Затем настраивают выходной каскад подстройкой П-контура L7, С9, С10, контролируя ВЧ колебания на нагрузочном резисторе по максимуму напряжения.

Приемник настраивают на частоту передатчика подстройкой контура L1 гетеродина. Далее настраивают избирательный контур L2, С14 на частоту передатчика и, подстраивая удлиняющую катушку L3, добиваются максимальной чувствительности приемника. Подстройкой сопротивления R3 добиваются надежного срабатывания звукового генератора на микросхеме DD1 при включении передатчика. Подстройкой сопротивления R2 подбирают желаемую частоту включения звукового генератора, а подстройкой сопротивления R1 добиваются его генерации на частоте механического резонанса пьезоизлучате-ля BF1, что скажется на громкости его звучания. Элементы, помеченные ("). подбираются при регулировке. На этом настройка радиосигнализации закончена.

Детали и конструкция радиосигнализации.

Кварцевый резонатор лучше использовать импортный на частоту 20 24 МГц. Следует обратить внимание на то, что в схему подойдут кварцы только с номиналами основной частоты, а не частоты механической гармоники. Микросхему TDA7021 можно заменить на ее отечественный аналог К174ХА34. Но следует заметить, что отечественные аналоги работают неустойчиво в таком диапазоне. Микросхему К561ЛА7 можно заменить на К176ЛА7. Транзистор КТ368 можно заменить на любой ВЧ транзистор с граничной частотой не менее 500 МГц. Транзистор КТ645 можно заменить на КТ603. Транзистор КТ610, в крайнем случае, можно заменить на КТ646. Пьезоизлучатель в приемнике можно использовать ЗП-1, ЗП-3 или импортный. Дроссели используются любые индуктивностью больше 20 мкГн. Катушки передатчика L4, L7 и приемника L1, L2 содержат 5…6 витков провода ПЭВ диаметром 0,6 мм, намотанных на каркасе диаметром 4...5 мм с латунным или ферритовым подстроечником. У катушек L4 и L2 отвод сделан от середины обмотки. Катушка передатчика L5 намотана поверх катушки L4 и содержит 3 витка того же провода. Количество витков удлиняющей катушки приемника L3 подбирают экспериментально, так как ее индуктивность зависит nот длинны примененной антенны в приемнике. Емкость конденсатора С1 выбирают в пределах 500…4700 мкФ. Для питания передатчика можно использовать стабилизированный блок питания на 12 В, рассчитанный на ток не менее 400…500 мА. В качестве датчика G1 лучше использовать геркон или выключатель любой конструкции. Тип и конструкция датчика зависят от применения данной радиосигнализации.
Антенна в базе используется наружная штыревая с противовесами, которая закрепляется на крыше охраняемого объекта. Для охраны автомобиля можно использовать его штатную антенну либо установить штырь длинной около 170 см, а противовесом для него будет служить кузов. Правда, дальность в таком варианте уменьшится до 3.5 км. Если вообще отказаться от наружной антенны передатчика и использовать встроенную телескопическую, то получим радиосигнализацию с радиусом действия до 1 км. Различные конструкции наружных антенн на диапазон 40…48 МГц можно найти в соответствующей литературе или получить у автора. Печатные ппаты нужно изготавливать с соблюдением особенностей построения ВЧ устройств, так как это в большей степени влияет на расотоспособность конструкции в целом. Дальность связи радиосигнализации во многом зависит от высоты подвеса и конструкции антенны, а также от настройки сигнализации, и может достигать 10 км.
Консультации по сборке и настройке этой конструкции, а также чертежи печатных плат и наружной антенны с комплектом основных деталей можно получить у автора радиосигнализации.

Литература
1.Шумилов А. Простой радиотелефон - Радиолюбитель. 2001. N»7.
2 Шумилов А Простой радиотелефон Ver 1.0. - Радиолюбитель, 2002, №1
3.Шумилов А. УКВ приемник с расширенным диапазоном - Радиолюбитель, 2002. №3.
4.Шумилов А. Простой радиотелефон Ver 2 0. - Радиолюбитель, 2002. №5.
5.Шумилов А УКВ приемник с расширенным диапазоном. - Радиолюбитель. 2002. г*6
6.Шумилов А. Простой радиотелефон Ver 2.1. — Радиолюбитель, 2002. №9

2

Схема цифровой радиосигнализации

Предлагаемое устройство цифровой охранной сигнализации подает прерывистый сигнал тревоги при попытке проникнуть в салон автомобиля, в подкапотное или багажное отделения. Наличие встроенного датчика, реагирующего на колебания кузова, позволяет предотвратить случаи хищения колес, лобового стекла и других узлов и деталей автомобиля.
Известно немало конструкций, однако почти все они содержат во времязадающих цепях оксидные конденсаторы с недостаточной для подобных устройств термостабильностью. Поэтому, как следствие, такие устройства требуют тщательной наладки, а временные параметры у них весьма заметно зависят от температуры.
Использование способа цифрового формирования временных интервалов избавляет охранное устройство от недостатков. Кроме того, включение в его схему электронного датчика колебаний позволило расширить возможности автосторожа. В режиме охраны при открывании капота или багажника сигнал тревоги включается немедленно, а при открывании дверей или от датчика колебаний — с задержкой. Задержка необходима водителю для отключения автосторожа до начала выдачи тревоги.
Для индикации состояния автосторожа применяется светодиод, мигание которого показывает установку устройства в дежурный режим или, в аварийном режиме, задержку включения сигнала тревоги.

Технические характеристики устройства:

- задержка на установку в дежурный режим ....................................................32 сек.

- задержка на включение сигнала тревоги ........................................................8 сек.

- продолжительность сигнала тревоги:

с задержкой .......................................................................................................24 сек.

без задержки .....................................................................................................32 сек.

- частота прерываний сигнала .............................................................................1 Гц

- потребляемый ток в дежурном режиме, не более ............................................5 мА

Принципиальная электрическая схема цифровой охранной сигнализации представлена на рисунке:

схема цифровой охранной сигнализации

http://sd.uploads.ru/avugf.jpg
Схема его подключения в автомобиле — на рисунке ниже:

http://s3.uploads.ru/s6CAc.jpg
Включается автосторож в режим охраны тумблером SA1. Возникающий при этом на входе "R" (вывод 13) счетчика DD2 положительный импульс установит этот счетчик в нулевое состояние, что приведет к установке триггера DD3.2 в "О". Низкий уровень с его выхода заблокирует вход транзисторного ключа на VT2, VT4. Состояние триггера DD3.1 в этот момент неопределенно, однако при выходе из салона по сигналам от дверных выключателей или от датчика колебаний, последний установится в "1" и высоким уровнем разрешит работу генератора импульсов на элементах DD1.1, DD1.2. По заднему фронту 33-го импульса на выходе "32" счетчика появится положительный перепад, по которому одновременно в триггер DD3.1 запишется логический "О" и снимется установочный сигнал на R входе триггера DD3.2. Генератор прекратит выдачу импульсов. Такое состояние схемы соответствует установке сигнализации в дежурный режим.

Далее, при открывании дверей иди по сигналам от датчика колебаний триггер DD3.1 установится в "1" и высоким уровнем с прямого выхода запустит генератор. Счетчик продолжит подсчет импульсов и, как только на выходе "8" (через 8 так¬тов) появится положительный перепад, в триггер DD3.2 запишется уровень логической единицы, которая разрешит прохождение импульсов с генератора на транзисторный ключ. Последний, в свою очередь, включит сигнал тревоги.
Через 24 такта на выходе "32" счетчика появится низкий уровень. Триггер DD3.2 установится в "0" и низким уровнем с прямого выхода заблокирует вход транзисторного ключа. Выдача сигнала тревоги прекратится. Генератор продолжит работу, и через 32 такта на выходе "32" счетчика появится положительный перепад, по которому в триггер DD3.1 запишется "О". Генератор прекратит работу. Схема вновь установится в дежурный режим. Однако это произойдет только в том случае, если до момента записи логического нуля в триггер DD3.1 датчики охраны будут установлены в дежурный режим. При включенных контактных датчиках сигнал тревоги будет включаться многократно, с продолжительностью 24 сек. (32 сек. — для датчиков капота и багажника) и с паузой 40 сек. (32 сек.). Сигнал тревоги будет действовать до тех пор, пока датчики не будут возвращены в исходное состояние. Если последнее обстоятельство кому-то покажется недостатком, то для однократного включения сигнала тревоги необходимо между выходом DD1.3 и входом S DD3.1. включить дифференцирующую цепочку с общим минусом (R — 100k, С — 100...510 пф). Если же на вход устройства сигнал поступит от датчиков капота или багажника, то одновременно сработают оба триггера, и поэтому сигнал тревоги включится немедленно. Причем продолжительность его будет больше на восемь тактов.
В качестве преобразователя механических колебаний в электрические использован микроамперметр М 476/1, об изменении конструкции которого будет сказано ниже. Усилитель электрических сигналов от датчика собран на микросхеме DA1 КР140УД1208. Выбор этой микросхемы обусловлен низким напряжением питания, малым напряжением смещения и температурным коэффициентом, отсутствием триггерного эффекта. Соотношение номиналов R2 и R11 таково, что напряжение на выходе DA1 составляет 0,6 от U пит.
Поскольку для КМОП микросхемы пороговое напряжение равно 0,5 U пит., то для них U пит. будет восприниматься как уровень логической "1", а меньше 0,5 U пит. - как уровень логического "0". Поэтому усиленный сигнал от датчика с амплитудой больше, чем 0,6 U пит. - U пороговое будет переключать элемент DD1.3, а следовательно управлять работой триггера DD3.1. Конденсатор С5 служит для сглаживания паразитных колебаний, идущих от датчика. При необходимости датчик колебаний можно отключать тумблером SA2.
Транзисторный ключ для включения светодиода выполнен на транзисторе VT3 по схеме эмиттерного повторителя. Это позволило в качестве второго провода для питания светодиода использовать корпус кузова.
Печатная плата сигнализации разработана под корпус от реле поворотов PC 950Б.

http://s9.uploads.ru/vPN7d.jpg
Переменный регистр R5 устанавливают под ручку непосредственно на корпусе, разъемы — на крышке корпуса.
Для изготовления датчика микроамперметр разбирают, сделав с помощью ножа надрезы по местам склейки. Далее от припоя с флюсом диаметром 3 мм отделяют отрезок длиной 5 мм и извлекают из него флюс. Получившийся грузик надевают на изогнутый конец стрелки и аккуратно обжимают плоскогубцами. Деформированную часть стрелки необходимо выровнять так, чтобы зазор между плоскостью грузика и шкалой был в пределах 1,5 мм. Для демпфирования колебаний грузика по краям шкалы наклеивают поролоновые подушечки шириной 5 мм. После этого датчик склеивают клеем "Момент" или аналогичным и просушивают. Закрепляют датчик непосредственно на плате с помощью клея, положив между платой и датчиком поролон толщиной 5 мм.
Охранное сигнализация размещают в потайном месте салона автолюбителя так, чтобы ось вращения рамки датчика была параллельна направлению движения автомобиля, а стрелка с грузиком направлена вниз. Подключают устройство согласно рис.2. На тех моделях, где реле сигналов отсутствует, устанавливают такое же или подобное ему реле с сопротивлением обмотки не менее 24 Ом. Параллельно обмотке реле обязательно включают в обратном направлении диод Д226 (КД105) с любым индексом. Тумблер "Охрана" устанавливают в потайном месте, тумблер "Датчик" - в любом удобном месте, светодиод - на видном месте.
Для постановки автомобиля на охрану, перед самым выходом водителя из салона, включают тумблер "Охрана". Для снятия с режима охраны необходимо открыть дверь и в течение 8 секунд выключить тумблер "Охрана".
В конструкции применены резисторы МЛТ, конденсаторы С2-К73-17; СЗ, С6 - К53, остальные К10-7В или другие керамические; разъемы — ОНЦ - ВГ; светодиод - АЛ307БМ; микроамперметр М476/1. Транзисторы VT1 и VT3 можно заменить на любые кремниевые аналогичной структуры с U кэо не менее 35 В; VT2 - на КТ315Е, KT342Г, КТ503Б (Г); VT4 — на КТ815В (Г), КТ817Б(В,Г) с коэффициентом усиления по току не менее 40.
Микросхемы К176ЛА7 и К176ТМ2 можно заменить на аналогичные, из серии К561. Вместо счетчика К176ИЕ1 можно использовать К561ИЕ10 с соответствующим включением и изменением печатной платы. Вместо КР140УД1208 удовлетворительно работают КР140УД08, КР544УД1А. При этом резистор R6 исключают из схемы.
Как правило, устройство не требует налаживания, однако для некоторых экземпляров микросхем КМОП U пороговое может быть отличным от 0,5 U пит. Поэтому желательно определить U пор., в соответствии с этим подобрать резистор R2. Делается это следующим образом. Вместо R2 включают цепь, состоящую из последовательно соединенных переменного и постоянного резисторов с номиналами 10к и 1к соответственно. Подав питание на схему, и плавно изменяя положение движка переменного резистора, выставляем такое напряжение, при котором происходит его переключение. Это напряжение и будет пороговым. Далее с помощью этого же переменного резистора на выводе 13 DD1.3 выставляют напряжение больше порогового на 1 В. Затем на место R2 запаивают резистор с сопротивлением, соответствующим этой цепи. На этом налаживание считается законченным.
Примечание:
Опыт эксплуатации цифровой охранной сигнализации по предлагаемой схеме показал, что для полного отключения сигнализации от схемы питания, необходим сдвоенный переключатель SA1. Вторая контактная группа должна отключать реле сигналов от контакта Х1.1.

Ссылка

Авторский материал:
Андрианов В.И., Соколов А.В.
Охранные устройства для автомобилей
Спб, изд. Лань, 1997, с. 238…243

3

Схема сигнализации для автомобиля
http://forumupload.ru/uploads/0019/8b/c2/2/12590.gif

радиосигнализация для автомобиля схема

В дежурном режиме датчик качения разомкнут и питание от автомобильного аккумулятора подается только на генератор. Приемник, находящийся в квартире, настраивают в ЧМ диапазоне на несущую частоту генератора по пропаданию шумов в громкоговорителе.
При прикосновении к автомобилю на мгновение замыкается датчик качения В1. Подается питание на модулятор, который представляет собой обычный мультивибратор. Мультивибратор вырабатывает НЧ колебания, которые через резистор R5 подаются на вход высокочастотного генератора и модулируют высокочастотный сигнал. В это время в громкоговорителе приемника звучит громкий прерывистый сигнал тревоги.
  В случае отключения аккумулятора, срабатывание радиосторожа определяют по резкому возрастанию шумов в громкоговорителе приемника. Это также говорит о исправности радиолинии «машина-квартира».
Частота передатчика автомобильного радиосторожа определяется частотой кварца Z1 (3...5 гармоники) и может находится в диапазонах УКВ 64...75 МГц или FM 88...108 МГц.
Радиус действия радиосторожа из салона автомобиля без подключения антенны составляет до 50 м.

В устройстве используются малогабаритные детали. Постоянные резисторы типа МЛТ-0,125, постоянные конденсаторы типа К10-6, а электролитические - типа К50-6. Катушка L1 имеет 6 витков провода ПЭЛ 0,6, намотанных на пластмассовом каркасе 6 мм. Катушка связи L2 имеет 2 витка провода ПЭЛ 0,3 и намотана на одном каркасе рядом с катушкой L1.
Все детали устройства монтируются на печатной плате, вырезанной из листового фольгированного стеклотекстолита, толщиной 0,8 мм. Устройство датчика качания показано на рис.2.
При исправных деталях настройка  радиосторожа заключается в подборе емкости конденсатора С5, при которой сигнал передатчика принимался бы приемником в одном из диапазонов УКВ или FM.


Вы здесь » МЕХЗАВОД|Ремонт бытовой техники и электроники cвоими руками » Радиосхемы » Универсальная радиосигнализация


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно