Вышла из строя стиральная машина (холодильник, микроволновка или еще что-то из бытовой техники)? Не торопитесь бежать в магазин покупать новую или искать мастера- в большинстве случаев неисправность можно устранить самостоятельно, сэкономив при этом не одну тысячу рублей. Конечно-же вся современная бытовая техника имеет довольно высокий уровень сложности, однако вместе с этим в ней предусмотрены и функции самодиагностики, что значительно упрощает ремонт
-->

МЕХЗАВОД|Ремонт бытовой техники и электроники cвоими руками

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О звукоснимателях (советы самодельщика)

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

О звукоснимателях (советы самодельщика)
Автор: Tonich от 17-09-2011, 23:53

Сейчас намного легче приобрести хорошую гитару, чем скажем лет 40 назад. Но все же, возможно из-за финансовой стороны вопроса, я думаю, есть еще энтузиасты - самодельщики делающие гитары своими руками. Вот им то, начинающим, и адресована заметка самодеятельного музыканта.

http://sd.uploads.ru/ibTxA.jpg

   
Самым простым решением оказалось прикрепить головку с пьезоэлектрическим преобразователем, от проигрывателя грампластинок, к корпусу гитары. В дальнейшем вынули сам пьезоэлемент и сделали для него специальный держатель, совмещенный с розеткой для присоединения экранированного кабеля подключения к усилителю. Эта деревянная конструкция приклеивалась к деке гитары вблизи струнодержателя. Для увеличения уровня сигнала на конец пластины пьезодатчика помещали пластилиновый шарик увеличивающий момент инерции преобразователя. Сигнал был достаточен для подключения к любому радиоприемнику имеющему высокоомный вход для проигрывателя грампластинок. Этот первый «звукосниматель» и изображен на Рис.0. Его недостатком была высокая чувствительность к акустическим шумам, шорохам, свисту пальцев по струнам и механическая непрочность самой пьезоэлектрической пластины. Зато стоимость головки звукоснимателя в сборе была всего 1р.60 коп., а сделать держатель можно за полчаса простым инструментом.
   
http://s9.uploads.ru/MSVcR.jpg

   
Следующей самоделкой стал «настоящий» электромагнитный звукосниматель из наушников летных шлемофонов. Использовались наушники (телефонные капсули) сопротивлением 2200 Ом, нынче практически не встречающиеся. Аккуратно расколов корпус, извлекали магнитную систему телефонов в сборе с двумя катушками на полюсных наконечниках магнитов. Эти полюсные наконечники удивительным образом соответствовали расстоянию между струнами гитары. Расколов три наушника (к сожалению иногда приходилось и больше) на латунной пластинке приклеивали магнитопроводы и соединяли все катушки последовательно.. Получался звукосниматель с сопротивлением 6600 Ом, дающий достаточно мощный электрический сигнал (Рис.1). Вместо клея, все же лучше бы использовать для закрепления магнитопроводов припайку полюсных наконечников к латунной пластине, а сверху накрыть экранирующим и одновременно защитным экраном. Но наша осмысленная борьба с электрическими и магнитными помехами началась несколько позже… Таких звукоснимателей было изготовлено множество, (только представьте сколько шлемофонов было испорчено :-)) и оснащались ими уже не акустические а самодельные дощато-фанерные «электрогитары». Но звучание у этих звукоснимателей было «кукольное». Из-за неравномерности магнитного поля вблизи полюсных наконечников колебания струн преобразовывались в электрический сигнал нелинейно, «обогащая» звук гармониками и вызывая ощущение «мусорности» сигнала.
   
http://s8.uploads.ru/lnigk.jpg

В следующем звукоснимателе (на Рис.2) этот недостаток был уже устранен. На отдельных, для каждой струны, магнитах размещались катушки, содержащие каждая по 4000 витков провода ПЭЛ 0,08 мм диаметром, соединенные последовательно. Получилось объединение в одной конструкции 6-7 струнных звукоснимателей, помещенных в одну общую пласт массовую коробку. Покраска коробки изнутри серебрянкой, для экранировки звукоснимателя, показала полную несостоятельность такого решения. Звук был чистым, пропорциональным колебаниям струн, но недостаточно сильным. Полагаю, что звукоснимателю не хватало магнитомягкой стальной пластины вместо пластмассового основания, к тому же множество небольших магнитов создавало несильное локальное поле для струн. Ну и чисто умозрительно, представьте, как трудно «продирался» сигнал отдельных струн через индуктивность остальных 5-6 катушек!
   
http://sh.uploads.ru/VQR4z.jpg

Значительно лучшим получился звукосниматель (Рис.3) содержащий всего один, но мощный магнит, и одну большую катушку. Его магнитопровод-основание концентрировал мощное и равномерное магнитное поле вблизи струн, также хорошо защищая катушку от повреждений. Накрытый сверху латунным экраном звукосниматель был нечувствительным к электростатическим наводкам и давал сильный, чистый звук. Единственным значительным его недостатком, впрочем свойственным большинству электромагнитных звукоснимателей, была его чувствительность к внешнему переменному магнитному полю, создаваемому различными трансформаторами и сетевыми проводами.
Ну и наилучшими характеристика ми обладает звукосниматель на Рис.4, отличающийся от предшествующей конструкции лишь наличием одинаковых сдвоенных катушек. Абсолютно одинаковые, намотанные одновременно и надетые на общий магнитопровод, они генерируют одинаковый сигнал под воздействием внешнего магнитного поля. Но будучи включенными встречно, этот же мешающий сигнал они взаимно уничтожают, обеспечивая звукоснимателю нечувствительность к внешним магнитным помехам. Это оказалось особенно важно при применении различных бустеров, усилителей-ограничителей и fuzz-устройств.
   
http://s3.uploads.ru/SgMrQ.jpg
http://sh.uploads.ru/YuRjs.jpg
http://s8.uploads.ru/fvldS.gif

Дополнив гитару переключателем полярности одной из катушек (Рис.6), можно получить значительно различающееся звучание при синфазном и противофазном их включении. Подавление же магнитных помех происходит только лишь при противофазном включении катушек. Вообще же такое встречное включение катушек на общей магнит ной системе образует интересную пространственно-частотную фильтрацию сигнала колеблющихся струн!

И, наконец, общие рекомендации для самодельщиков звукоснимателей:
- все металлические детали звукоснимателей должны быть соединены между собой и заземлены, желательно пайкой;
- абсолютно все детали звукоснимателей должны быть жестко фиксированы, и не допускать «дребезга» для исключений щелчков, призвуков и микрофонного эффекта;
- для сильного сигнала желательно катушки делать с максимально-возможным числом витков, заполняя обмоткой все доступное пространство и используя провод диаметром 0,06-0,08 мм или еще тоньше;
- обязательно используйте электростатический экран катушек и соединительных проводов, однако для борьбы с вихревыми токами и связанными с ними потерями этот экран должен иметь проницаемые окна напротив струн (Рис.5);
- не используйте регулировочные винты в составе полюсов магнитопровода для выравнивания силы звучания струн, лучше используйте магнитно-выровненные ферромагнитные струны. Паразитный микрофонный эффект, зацепы и порывы струн из-за этих винтов убедят вас в порочности таких конструкций;
- используйте магниты максимальной силы (ферриты кобальта) для большего сигнала и лучшего соотношения сигнал/шум;
- используйте только жесткие и надежные механизмы регулировки положения звукоснимателей относительно струн или не используйте вообще, установив звукосниматель сразу оптимально;
- разбирайте и изучайте «фирменные» звукосниматели – нет ничего такого, что самодельщики не смогли бы сделать так же или еще лучше!

Звукосниматель, имея значительную индуктивность и межвитковую емкость, вместе с емкостью соединительных экранированных шнуров и сопротивлением регуляторов и нагрузки, обладает сложной частотной зависимостью. Максимальное сокращение емкостей шнуров, за счет их длинны, и увеличение сопротивления нагрузки положительно сказывается на качестве сигнала гитары.

2

Гитаристам о звукоснимателях

Все звукосниматели делятся на две группы: с эквализацией и широкополосные. Первые в свою очередь делятся на пассивные и активные, вторые пассивными не бывают.

Под активными подразумеваются не только датчики со встроенной электроникой, но и пассивные, разработанные для обязательной последующей работы с активной схемой.

В зависимости от количества катушек и те и другие стараются подгонять под единые размеры. На гитарах это single-coil (сингл) и humbucker (хамбакер). На басах это precision (пресижн), jazz (джаз), soap bar (похож на "сникерс") и басовый хамбакер. Естественно, встречаются и исключения: на "телекастере" сингл, стоящий у грифа, уже, а стоящий у струнодержателя - шире обычного размера.
Группа с заложенной эквализацией

Эти датчики предназначены для достижения некой конкретной цели - в результате должен получиться уже сформированный звук. Обратите внимание: коррекция звучания инструмента происходит в самом звукоснимателе. Из-за этого в дальнейшем вам уже не удастся значительно изменить полученный результат.

В большинстве случаев датчики этого класса не снимают высоких и низких частот, а середина представлена в виде острого резонанса в определенном производителем месте. Именно расположением и формой выделяемой частоты при идентичности конструкторского решения отличаются друг от друга звукосниматели этой категории .

Существует два вида создания магнитного поля: под каждую струну подводится свой магнит (обычно в виде цилиндров) или единый магнитопровод, похожий на рельс. Разница довольно существенна. Если при едином магнитопроводе магнитное поле равномерно распределено от первой до последней струны, то при раздельном варианте оно неравномерно. Из-за этого громкость звучания струны при подтяжке будет меняться. Крайне редко встречаются инструменты, где все струны совпадают с раздельными магнитами.
"Сингл" (single-coil) - звукосниматель с одной катушкой.

Звук снимается с узкого участка струны и поэтому хорошо "читается". "Синглы" используются, в основном, для игры на чистом звуке или с элементарным драйвом. При попытке включиться в более мощные примочки-исказители шум и наводки вырастают до неприемлемого уровня. Включение двух синглов, стоящих в противофазе, хоть и снижает уровень наводок, но из-за разнесенности датчиков все положительные свойства сингла пропадают. Амплитуда струн и частоты, снимаемые каждым из синглов, будут слишком различны для получения читаемого искаженного звука. К отрицательным свойствам данной конструкции отнесем слабый сигнал и, как вы уже поняли, высокий уровень наводок. Средний уровень сигнала с сингла - 100 мВ, в случае его увеличения прозрачность звучания будет убывать. Синглами комплектуются инструменты традиционного направления: Strat, Tele, Rickenbacker и другие.
Хамбакер (humbucker) - звукосниматель из двух катушек.

1) Стандартный.

Катушки, каждая размером с "сингл", располагаются в горизонтальной плоскости. Ширина такого датчика примерно 38-40 мм. Магниты (магнитопроводы) бывают как цилиндрические, так и единые, средний выход колеблется около 250 мВ, и поэтому он значительно лучше "раскачивает" эффекты, построенные на жестком ограничении сигнала (distortion). Звук от такой конструкции слегка размыт: все-таки между центрами катушек 15-17 мм.

2) Хамбакеры в корпусе сингла (side-by-side single coil).

В данном случае single coil указывает лишь на размер. Цилиндрических магнитопроводов на них не бывает - не позволяют габариты. По той же причине при идентичной намотке сигнал несколько слабее, чем у стандартного хамбакера, но несравненно прозрачнее и чище. Расстояние между центрами катушек 7,5-8,5мм, что и определяет лучшую "перкуссийность". В то же время, являясь полноценным хамбакером, такой звукосниматель дает возможность использовать дисторшн, не слишком досаждая исполнителю помехами.

3) Разделенный хамбакер (split humbucker).

Каждая из катушек снимает по половине струн. Звук снимается с одной точки струны и по сути является "сингловым", но теперь он без наводок. Катушки помещаются или в независимые корпуса (датчик Precision bass), или в корпус хамбакера. Существуют звукосниматели с катушками, не используемыми для снятия сигнала. Назначение таких обмоток - компенсация наводок. Их расположение бывает как горизонтальным, так и вертикальным. Такой датчик называют humcanceller.

4) Вертикальный (stacked hum canceller) вариант. Размер "сингла".

Катушки располагаются строго одна над другой. Чтобы понять противоречивость этого решения, несколько подробнее разберем принцип работы хамбакера. Сигнал, снимаемый одной катушкой, складывается с сигналом другой катушки. Вся хитрость состоит в том, что сигнал второй катушки находится в противофазе к сигналу первой обмотки - он как бы с другим знаком. Результат работы каждой катушки является суммой, полученной от колебаний струны и наводок. Так как колебания струны в разных точках отличаются друг от друга, то в дальнейшем эта составляющая сигнала складывается, и противофаза ей не страшна. Наводки же, воспринимаемые каждой катушкой, практически одинаковы и при сложении взаимоуничтожаются. Справедливости ради замечу, что уничтожаются и одинаковые составляющие от колебаний струны, в результате чего появляется легкий "кастрюльный" призвук. Но большинство музыкантов этого не замечает и даже с удовольствием использует эту особенность при извлечении искусственных флажолетов.

Мы рассмотрели горизонтальный вариант стандартного хамбакера. При вертикальном расположении каждая катушка снимает со струны абсолютно одинаковый сигнал. Нижняя катушка находится от струны несколько дальше и, следовательно, хуже "слышит" колебания, а кроме того обычно на ней намного меньше витков. По этим причинам сигнал от струны все-таки остается жив, хоть и в несколько урезанном виде. Однако и от большей части наводок избавиться не удается: катушки-то разные.

Единственное, что полноценно складывается в любой конструкции "хамканселера" - это тепловой шум обеих катушек. Самое значительное достижение такого варианта - это снятие сигнала с одной точки струны. Использовать такие звукосниматели с эффектом distortion могут только отчаянные люди типа И.Малмстина, с обязательным откусыванием хвоста сигнала "гейтом" (noise gate). При горизонтальном положении катушек вычитание сигнала не происходит, но повышенный тепловой шум остается. Звукосниматели басов строятся на тех же принципах, отличаясь лишь внешне. К недостаткам звукоснимателей этого класса относятся: тепловой шум, микрофонный эффект, недостаточная защита от электромагнитных наводок, неизменяемость звука. Наличие первых трех пороков объясняется невысокой ценой таких датчиков. Не забывайте: чудес не бывает, вы получаете качество в соответствии со стоимостью.

Зачем же необратимо меняют звук инструмента в звукоснимателе? Первые выпускаемые серийно датчики отличались неплохой линейностью. Вспомните гитарный звук 50-х - Чак Берри (Chuck Berry), Бадди Холли (Buddy Holly), Джо Пасс (Joe Pass), Лес Пол (Les Paul). И такие звукосниматели устраивали всех. Однако уже в 60-е годы некоторые гитаристы - а Дюан Эдди (Duan Eddy) еще в конце 50-х - стали использовать переусиление сигнала. А в начале 70-х уже большинство музыкантов (СREEDENCE, GRAND FUNK, FLEETWOOD MAC) играло на искаженном звуке, получая его с помощью разных педалей типа драйв, дисторшн или попросту перегружая вход лампового комбика (gain - на максимум, master - на треть, и далее по вкусу). Во всех случаях в конечном звуке появлялся продукт искажений - "песок". Для нормального восприятия он должен быть плотным и стабильным. Как раз этого-то недорогие эффекты, пользуемые основной массой музыкантов, выдать не могли. При попадании в них ВЧ-составляющей выбросы "песка" становились хаотичными, и появлялось ощущение, что педаль захлебывается, звук становится "колким". Это происходит потому, что ВЧ-составляющая гитарного звука обладает сильной динамикой, и для ее качественной обработки необходимы серьезные электронные решения. Для облегчения жизни производители недорогих "примочек" стали исключать высокие частоты из спектра всех поточных звукоснимателей. Отсутствие верха (ВЧ начинаются с 5 кГц) не позволяет получить чистый и звонкий звук, и инструменты с такой комплектацией стали пригодны в основном для игры с исказителями. Именно в соответствии с этой концепцией фирмы, выпускающие гитарную АКУСТИКУ, стали ограничиваться диапазоном до 7 кГц.

Звукосниматели этого класса не снимают и низких частот. На мой взгляд, это оправдано: при коллективной игре использовать их гитаристам затруднительно - нужны утонченные аранжировки, хорошее звукоизвлечение и профессиональная работа звукоинженера. С неполным спектром не снижаются наводки и микрофонный эффект. Еще одной из причин сужения спектра явилась кажущаяся легкость игры на гитаре с такими датчиками. С присутствием верха звукосниматель начинает в полном объеме читать все погрешности игры. Достичь по-настоящему профессионально чистого звукоизвлечения непросто, нужно долго и кропотливо заниматься. Гораздо проще сделать вид, что собственных огрехов не существует. Дальнейшее развитие этого класса и привело к изменению весовых долей среднего диапазона, т.е. эквализации.

Современные "звучки" просчитываются таким образом, чтобы вы, используя обычные педали и недорогой комбик, получили бы один звук, пригодный для занятий и начального концертирования. Включать гитары с такими датчиками в аппаратуру студийного уровня не стоит, звук лучше не станет, вы только услышите его ограниченность.

Лидерами массового производства пассивных звукоснимателей являются:

DiMarzio - крупнейший производитель пассива предоставляет наиболее широкий выбор звуков. Концепция фирмы заключается в ярко выраженной окраске звука. Это можно проиллюстрировать следующим образом: представьте себе стандартный 31-полосный эквалайзер. Полностью уберите верх и низ, а в диапазоне средних частот поднимите до упора один движок. Спектр большинства звукоснимателей таков.
Seymour Duncan - занимает второе место по объему продаж и ассортименту. Так как повторять чужую идею бессмысленно, то задираются уже 2-3 полосы. Примерно вдвое меньше и предлагаемый выбор. Диапазон СЧ не резиновый, а работать над оттенками при цене до $100 никакая компания не будет.
Bill Lawrence - находится где-то между лидерами. Звуки певучие, но совсем без верха. С точки зрения предлагаемого ассортимента фирма является образцом скромности.

Все перечисленные фирмы выпускают осовремененные модели звукоснимателей 50-х годов. Верха и низа там нет, но середина более линейна и допускает последующую элементарную коррекцию. Для получения приличного выходного сигнала все пассивные датчики имеют большое количество витков и, следовательно, большой уровень теплового шума. Без сильного выхода наводки, которые неминуемо "сядут" даже на самый хороший шнур, будут слишком явно присутствовать в конечном звуке. Выигрываешь в одном, проигрываешь в другом: это правило действует в звукоснимателях в полной мере. И в большинстве случаев с возрастанием уровня выходного сигнала перкуссийность падает. Дальнейшее развитие музыкальных технологий привело к созданию активных систем.
Активные звукосниматели

Основными задачами создателей активных систем являлись уменьшение наводок и теплового шума. Оставив принципы построения звукоснимателей прежними, катушки стали делать с меньшим количеством витков. Шум с катушек убавился, но и сигнал стал слабее. Вот тут-то он и разгоняется до обычных величин предварительным усилителем. В результате от гитары идет мощный сигнал с незначительной долей наводок, ведь с меньшим количеством витков и наводок получается меньше. Хорошо нагруженный шнур тоже становится невосприимчивым для наводок, кроме того в нем не погибают остатки верха, звук становится "прозрачнее". Распространено мнение, что актив выдает неживой "пластмассовый" звук. На деле же инструмент с хорошей активной электроникой более чувствителен к динамике в игре, хотя бы по причине большего присутствия верха и общей яркости сигнала. Почему-то противники активной электроники забывают, что любая примочка - это еще и усилитель.

Обычно вся внутригитарная электроника называется предусилителем (on-board preamp). Однако есть отличия между следующими категориями:

предусилитель (preamp) - полное усиление сигнала с возможной частотной коррекцией;

темброблок (tone control module) - возможность раздельной регулировки нескольких диапазонов частот;

буфер (buffer) - только для согласования сопротивлений между датчиком и последующим темброблоком, возможно небольшое усиление.

Основные производители

Фирма EMG создала первый поточный звукосниматель со встроенным предусилителем. Долгое время являясь единственным лидером в этой области, EMG сумела создать гамму относительно недорогих датчиков и внутригитарных блоков - эквалайзеры, экспандеры и пр. Все звукосниматели, выпускаемые на EMG, являются активными, предусилитель находится в корпусе датчика. Создав неплохую защиту от наводок, фирма не смогла радикально изменить соотношение сигнал/шум. Причина кроется в ценовых ограничениях: в производстве используются недорогие микросхемы.

Фирма Bartolini выпускает звукосниматели как пассивного, так и активного направления. Особое место занимают пассивные датчики, специально разработанные для последующего внутригитарного усиления и эквализации. Электроника собирается на дискретных элементах и по этой причине шумит меньше, чем у конкурентов. Поставив более высокую планку, фирма не смогла уложиться в ценовые рамки недорогих звукоснимателей. Звукосниматели Ваrtolini на 10-15% дороже других, но и объективно качественнее. В настоящее время лучшими поточными датчиками для басов являются именно Bartolini. Предусилители, выпускаемые фирмой, не универсальны. В соответствии с уровнем выходного сигнала датчика, используется определенный тип усилителя.

ВНИМАНИЕ! Неумелая, бездумная и неаккуратная установка может свести все идеи инженеров EMG и Bartolini к нулю. Монтировать электронику лучше специалисту.
Студийный класс (широкополосные звукосниматели)

Концепция такова: максимально достоверная передача звучания инструмента без наводок, шума и микрофонного эффекта. В результате вы получаете возможность иметь целую палитру утонченных звуков и возможность их изменения. Звукосниматели реагируют на малейшие оттенки игры, столь необходимые настоящим музыкантам. Жесткие технические требования вынуждают выбрать из всей гаммы существующих схем и технологий датчиков лишь чистые хамбакеры. Это не лишает музыканта шанса получить "сингловый" звук - звучание даже стандартного хамбакера студийного класса несравненно чище и мягче "звучка" vintage single, обычно являющегося эталоном. Используя в дальнейшем эквалайзер, можно без труда получить нужную окраску.

Студийный басовый хамбакер практически неотличим от высококлассного пьезодатчика, а при установке обоих на полуакустику электромагнитный датчик менее подвержен низкочастотной "заводке". Через шнур идет тот звук, который вы слышите от неподключенной гитары.

За счет чего получается качество? На Западе цена одного датчика - несколько сотен долларов, а потому в производстве используются качественные материалы и высококвалифицированный персонал. Производство штучное, технология изготовления изобилует массой нюансов, второстепенных моментов не существует. Например, экранируется все, что может быть заэкранировано, причем стандартные токопроводящие обмазки не применяются. Намотка катушек происходит с малой скоростью и при постоянном контроле. У меня на одну катушку уходит не менее 2,5 часов против 15-20 минут на обычном производстве. Звукосниматели, изготавливаемые на канадской фирме Signature, заливаются незастывающим компаундом: он эластичный, с ним можно забыть про микрофонный эффект.

На сегодняшний день оптимальная схема, на мой взгляд, выглядит так: пассивный звукосниматель с малым сопротивлением и возможно большим выходом плюс предусилитель. В усилителе допускается ручка громкости и одна ручка контроля тембра. Все виденные мной студийные инструменты подтверждали правило: чем меньше различного рода переключателей и потенциометров, тем меньше искажений и возможностей для проникновения в сигнал наводок. Исключением являлся английский бас Wal, где ручек тембра было две: все-таки басисты нечасто искажают свой звук.

Предусилители собираются на дискретных элементах и тщательно отстраиваются. Их основная задача - не усиление, а защита сигнала от наводок. Если электронику поместить внутрь звукоснимателя, то его высота увеличится вдвое. Выбирать дополнительную глубину в основной звучащей части гитары не представляется возможным. Поэтому активная электроника размещается отдельно. Имеет смысл ставить предусилитель и с обычными датчиками: наводок будет меньше, и в звуке не будет потерь.

Большинство инструментов студийного класса оборудуются стереофонической схемой. Принцип несложен: каждый звукосниматель имеет собственный канал. Появляется возможность записи идеальной стереофонии на чистом звуке, при этом заполнение объема между каналами будет непрерывным и естественным. Добиться такого при помощи процессоров непросто. Упрощается синхронная запись двух каналов с разными обработками. Это имеет плюсы и в концертной деятельности: в трио одна гитара звучит на двух комбах (или двух входах) с разными обработками. А при желании схема легко переводится в режим моно.

Звукосниматели студийного класса изготавливаются на заказ электронными отделениями мелкосерийных фирм и гитарных мастерских. Можно попробовать непосредственно обратиться на EMG, Bartolini и Schaller. К сожалению, в нашей стране коллег по изготовлению таких звукоснимателей я не нашел. Если это не так, то пусть коллеги откликнутся.

Существенных отличий в спектре звукоснимателей, сделанных разными производителями, быть не должно. Индивидуальное звучание появляется благодаря звуку самого инструмента, интеллекту музыканта и его умению играть.

3








Отредактировано Serega45l (24.09.2018 16:44:01)

4

Звукосниматель на гитару – критерии выбора

Из чего состоит звук?
http://s3.uploads.ru/t/KoD76.jpg

Звукосниматель на гитару Наверняка вы хоть раз задумывались о звуке вашей электрогитары и слышали такие слова как: звукосниматель, фон, выхлоп, окраска, сустейн и подобные.

От чего же зависит звук? В случае с электрогитарой он может зависеть от каждого звена в процессе его передачи – начиная с самого игрока и струн, заканчивая кабелями и прочей коммутацией. Конечно же, качество конечного источника звука, например, наушников, которые вы используете вместе с плеером или компьютером, тоже входит в эту цепь.

Более того, каждая гитара обладает собственным окрасом звука и нет двух гитар с одинаковым звучанием.
Даже если они сделаны из одинаковых материалов по одинаковой технологии, имеют одну форму и электронику, они все равно буду звучать по-разному и музыкант с развитым слухом может отличить их не глядя.

Конечно, характер звука таких гитар будет похож, равно как и всех подобных гитар, самый узнаваемый звук имеют гитары формы Les Paul (плотное, “густое” звучание), Stratocaster (кристальный, “стеклянный” звук), а так же полуакустические гитары (богатый, “глубокий” звук).

Звукосниматель – первая после игрока и струн ступень в передаче и формировании тембра инструмента. В данной статье я бы хотел рассказать о влиянии звукоснимателей на звук, их роли в его формировании и критериях, по которым вы сможете выбрать подходящий для ваших нужд звукосниматель.
Звукосниматель для гитары

Чтобы понять чего вы хотите, нужно разобраться в том, что это такое и как это работает.

В основе преобразования колебания металлической струны в электрический сигнал, который затем поступает в усилитель, лежит принцип электромагнитной индукции. Наверняка большинству читателей этот термин знаком хотя бы на слух из школьного курса физики. Что нам следует о нем знать?

звукосниматель на гитару
http://s7.uploads.ru/t/QBwtm.jpg

Не вдаваясь в глубокие физические объяснения, можно сказать следующее – колебание материала, хорошо проводящего ток (металла, а именно струн), в магнитном поле (пересечение линий магнитного поля проводником) вызывает появление электрического поля (нужного нам сигнала).

Частота электрические колебаний напрямую связана с частотой колебаний струны (проводника), следовательно, в теории, на выходе получается полностью идентичный исходному сигнал.

Казалось бы – мотай себе сколько хочешь, втыкай магнит, снимай звук, зачем платить по 10-12 тысяч за бутиковые звукосниматели? Но не тут-то было. Как и у абсолютно всех комплектующих, у звукоснимателей есть параметры, от которых зависит качество передачи звука.

Опять же, без подробных физических характеристик, можно перечислить такие, как: чистота меди в обмотке, количество витков, мощность магнитов, материал, из которого эти магниты сделаны, форма и многие другие.
4 типа звукоснимателей

Существуют различные разновидности звукоснимателей, они бывают:

    Синглы
    Хамбакеры
    Пьезодатчики
    Миди-контроллеры

Хамбакеры и, реже, синглы в свою очередь делятся на:

    Активные
    Пассивные

Тип звукоснимателя — сингл (single-coil)

Синглы – это звукосниматели с одной катушкой, одни из самых первых изобретенных звукоснимателей, синглыкоторые, тем не менее популярны до сих пор. Они имеют яркий, читаемый звук и исполняются в нескольких формах: от стандартной формой для гитар типа Stratocaster или Telecaster, до широких датчиков для Jazzmaster’а.
Классический пример использования сингла – блюзовая и джазовая музыка, многие рок-композиции.
http://s8.uploads.ru/t/OFmxd.png

По своему строению они обычно состоят из 4-6 магнитов и одной намотанной катушки медной проволоки. Поэтому у них есть один существенный недостаток – длинный металлический проводник, да еще и под действием магнитного поля превращается в самую настоящую антенну, а в современном, захламленном радиочастотными шумами мире, даже самые качественные датчики улавливают их и в итоге к нужному полезному сигналу примешивается посторонний шум.

    Гитары, с откровенно плохими синглами могут даже в прямом смысле этого слова “ловить” радио.

Для того, чтобы частично, иногда даже полностью устранить этот недостаток, применяют такие способы как: экранировка гитары, вываривают звукосниматели в парафине или даже комбинируют эти способы.
Тип звукостимателя хамбакеры (humbacker)

Если на низких значениях громкости и без сильного предусиления помехи от синглов не так заметны, то при игре с использованием, например, эффекта distortion, который перегружает канал, они становятся явственно слышны.
http://s8.uploads.ru/t/l0DmH.jpg

Таким образом, для дальнейшего развития музыки требовалось новое конструктивное решение и через несколько лет после изобретения синглов оно было предложено.

По своей сути хамбакер – это два сингла, подключенных в противофазе, то есть, таким образом, что полезный сигнал (электрический сигнал от колебания струны) сохраняется, а шумы из разных катушек гасят друг друга. Здесь следует упомянуть, что степень гашения помех будет зависеть от качества обмоток, а именно аккуратность наматывания и соответствие количества мотков на обеих катушках.

Хамбакеры имеют более плотный звук, но немного более тусклый, так как из-за наличия небольшого расстояния между двумя катушками. Из-за этого в исходящих из них сигналах появляется небольшая разница, которая так же гасится из-за подключения в противофазу, следовательно, теряется небольшая часть звука.
Впрочем, в хамбакерах низкого качества также могут присутствовать шумы, поэтому я рекомендую не хамбакерэкономить на датчиках.
http://sd.uploads.ru/t/dUikZ.jpg

Этим датчикам есть альтернатива – хамбакер в форме сингла. Это специально уменьшенный в размерах до обычного сингла хамбакер, потери в котором гораздо меньше за счет значительного сокращения расстояния между катушками.

    Примечание: нередки случаи, когда на гитару с хамбакерами устанавливают так называемую “отсечку” – переключение с двух катушек на одну.

Лидерами рынка пассивных звукоснимателей являются такие компании как: Seymour Duncan, DiMarzio, Fender. Наиболее предпочтительный вариант для начинающих гитаристов (более подробно в статье для начинающих).
Активные датчики (в частности EMG)

Более современным решением по устранению наводок и сохранению высоких частот в хамбакере являются активные звукосниматели.

По факту это датчики с той же конструкцией, что и обычные, но с более слабыми магнитами и меньшим числом витков. Это позволяет значительно уменьшить уровень помех, но так же сильно ослабляет сигнал на выходе, поэтому таким звукоснимателям требуется предусилитель с дополнительным питанием от батарейки.

Так же, за счет предусиления, немного сдвигается баланс частот в сторону высоких, за счет чего звук может быть более ярким, чем с обычными хамбакерами.
Активные звукосниматели так же могут встречаться и в виде синглов. Для их питания используется батарейка типа “Крона” с напряжением 9 Вольт.

Недостатком таких звукоснимателей является необходимость в регулярной замене этой батарейки, которая может сесть в активные датчикинеподходящий момент, впрочем, при не слишком активном использовании одного элемента питания может хватить даже на год.
http://sd.uploads.ru/t/lH2M9.jpg
Лидером рынка активных звукоснимателей является компания EMG, продукция которой, на мой взгляд, является оптимальной по соотношению цена\качество, а так же имеет именные наборы известных гитаристов.

    Примечание: для экономии расхода батареи при использовании активной электроники в гитаре, вынимайте из нее джек, когда не играете на ней.

Звукосниматели для акустических гитар

Для акустических и классических гитар тоже существуют звукосниматели. Не считая особо извращенных случаев врезания обычных датчиков от электрогитар, есть два основных способа преобразования акустического звука в электросигнал, не считая микрофонов:

    Пьезодатчики
    Датчики, вставляющиеся в резонаторное отверстие
http://sh.uploads.ru/t/uBpcs.jpg

Каждый из этих видов имеет свои сильные и слабые стороны.
Пьезодатчики

пьезодатчикиПьезо звукосниматели основаны на принципе действия пьезоэлементов – электронных устройств, которые преобразуют физические колебания в электрические. Сразу стоит отметить, что выходная мощность у пьезоэлементов довольно низкая, поэтому они всегда сопровождаются предусилителями, которые чаще всего врезают в корпус гитары. Как и в случае с активными звукоснимателями, вам потребуется батарейка “Крона”.

Пьезодатчики различаются по типу крепления, самый распространенный – установка пьезоэлемента под бриджевый порожек. Так же встречается способ установки клипсы – подобно бельевой прищепки на голову грифа гитары. Это позволяет не вмешиваться в конструкцию гитары, но негативно влияет на качество выходного сигнала.

Иногда встречаются пьезодатчики встроенные в бридж пьезодатчикиэлектрогитары, это позволяет значительно расширить ее динамические способности. Его можно использовать вместе и отдельно от обычных звукоснимателей. Такие гитары обычно имеют два выхода – один выход только для пьезодатчика, другой – для индукционных звукоснимателей.
http://s3.uploads.ru/t/X89yE.jpg

Самый бюджетный и ненадежный тип пьезодатчиков в виде “таблетки”, которая прилепляется к верхней деке. Такой способ крепления достаточно ненадежен и при этом могут потеряться верхние частоты.
Вставные датчики для снятия звука с «домашних» гитар

звукоснимательСледующий тип датчиков – вставной. Он работает на принципе электромагнитной индукции, как и обычный звукосниматель, но спроектирован специально с учетом особенностей акустической гитары.
http://s3.uploads.ru/t/DEw9I.jpg

Установка достаточно простая и не требует особых навыков или изменения конструкции гитары – обычно он устанавливается как распорка в резонаторном отверстии прямо под струнами.
Такие звукосниматели не подойдут для классической гитары с нейлоновыми струнами, так как для их работы требуются металлические струны, как я и говорил в начале стать.

Эти звукосниматели также встречаются в форме сингла или хамбакера.

    Примечание: к сожалению при использовании акустической гитары с звукоснимателями практически невозможно добиться того самого акустического звука, богатого обертонами.

Midi датчики (цифровые звукосниматели)
http://s5.uploads.ru/t/bhECv.jpg

Существует так же особенный вид датчиков – midi датчики. Они преобразуют колебания струн вашей гитары миди датчикив цифровой midi сигнал, то есть позволяет использовать вашу гитару с практически любыми цифровыми интерфейсами и превратить струнный инструмент хоть в синтезатор, хоть в драммашину, в общем, во все, что только вашей душе угодно и использовать его с любыми VST плагинами.

Способ крепления у него практически такой же, как и у звукоснимателей для акустических гитар, с тем отличием, что его крепят непосредственно под струнами, чаще всего на электрогитарах. Он имеет отдельный цифровой модуль со своим выходом и так же нуждается в дополнительном питании.
Звукосниматели для бас гитар

Помимо гитарных датчиков я бы хотел упомянуть про звукосниматели для бас гитар. Они так же бывают активными и пассивными, как и для обычных гитар и отличаются он них только формой. Всего существует три основных формы звукоснимателей для бас гитар:

    P-style
    J-style
    Хамбакеры

Если с хамбакерами мы уже разобрались, то давайте поговорим о P- и J-style датчиках.
P-style
http://s9.uploads.ru/t/OQPk6.jpg

P styleP-style звукосниматели получили свое название от гитары Fender Precision Bass, отсюда и P в названии.
Их основное отличие в том, что за снятие звука отвечают два датчика, причем каждый за свои струны. Мы имеем две независимо последовательно присоединенных катушки, что позволяет снизить уровень шума и значительно обогатить звук обертонами. Такие звукосниматели используются в основном при игре в жанрах рок, соул и блюз.
J-style
http://sh.uploads.ru/t/2D4la.jpg

Звукосниматели J-style получил свое название также из-за инструмента, в котором он впервые появился — J styleFender Jazz Bass. Он содержит в себе два полюса магнита для каждой струны, что позволяет обогатить звук и чаще всего такие звукосниматели используются в паре, чтобы сократить уровень шума, который в противном случае будет достаточно велик.
Такие звукосниматели имеют очень читаемый и мягкий звук и используются в жанрах блюз, фанк, поп и так далее.



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно