Если в вашем распоряжении есть трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, то получить три фазы из одной совсем несложно, заставив его работать в качестве генератора. Но генератор нужно крутить, чтобы он начал вырабатывать напряжение, а значит, понадобится еще и однофазный двигатель соответствующей мощности и, что самое неприятное, с нужными оборотами.
http://s9.uploads.ru/mZGOd.jpg

Но зачем дополнительный двигатель, если можно заставить вращаться наш трехфазный от одной? Для этого нужно выполнить всего два простых условия – подать на одну из обмоток однофазное напряжение и «толкнуть» ротор, поскольку от одной фазы он не запустится. Как толкнуть? Как угодно, хоть руками за вал – без нагрузки это сделать несложно. Но, конечно, руки мы побережем, а будем толкать с помощью самой распространенной схемы – пускового  конденсатора.

Емкость этого конденсатора не обязательно должна быть большой – без нагрузки, как я уже сказал,  генератор несложно запустить даже руками. Как только начнется вращение, наш двигателе-генератор будит весело крутиться от одной фазы, вырабатывая своими «лишними» обмотками недостающие две. Единственный недостаток такой схемы – приличный перекос фаз, который можно устранить включением автотрансформатора (см. схему).

В качестве автотрансформатора автор использовал статор сгоревшего электродвигателя на 17 кВт (один магнитопровод, обмотку надо снять), на котором намотал 400 витков провода сечением 6 мм2с отводом через каждые 40 витков. Отводы используются для точной подгонки напряжения фазы. В качестве генератора использовался двигатель мощностью 4 кВт, мощность нагрузки при этом может достигать 3 кВт. Конденсатор емкостью 39 мкФ, применять можно МБГО, МБГП, МБГТ, К42-4 на напряжение не ниже 600В или МБГЧ на напряжение 250 В. Включать генератор нужно без нагрузки, отключать, понятно, тоже.

С. Гуров