Вышла из строя стиральная машина (холодильник, микроволновка или еще что-то из бытовой техники)? Не торопитесь бежать в магазин покупать новую или искать мастера- в большинстве случаев неисправность можно устранить самостоятельно, сэкономив при этом не одну тысячу рублей. Конечно-же вся современная бытовая техника имеет довольно высокий уровень сложности, однако вместе с этим в ней предусмотрены и функции самодиагностики, что значительно упрощает ремонт
-->

МЕХЗАВОД|Ремонт бытовой техники и электроники cвоими руками

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Изготовление печатных плат-1ч

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Всё большую популярность у радиолюбителей приобретает способ изготовления единичных печатных плат с переносом рисунка с распечатки на лазерном принтере. Печатать лучше всего на тонкую мелованную бумагу - в ней меньше ворс, хороший результат получается на листах журнала "Стерео - Video", а также подложках "самоклеек" и термобумаге для факсов (сторону подобрать экспериментально). В лазерных принтерах следует включить режим максимальной подачи тонера (отключить "экономичный" режим, если он был включен, контраст - на максимум и т.д.), а также использовать тракт с минимальным изгибом бумаги (такая опция есть в старых моделях HP LJ 2, LJ4 и др.). Рисунок платы должен быть "отзеркален", такая опция имеется в меню печати многих графических программ, например Corel Draw, Corel Photo Paint, а при печати из программ, не умеющих "зеркалить", необходимо применять вывод на Postscript принтеры, опция отзеркаливания у которых имеется в драйвере. Вместо вывода на лазерном принтере можно использовать ксерокопирование, но также в режиме с максимальной контрастностью и на термобумагу от факсов. При изготовлении двухслойных печатных плат для уменьшения термоусадки бумаги последнюю рекомендуется перед печатью изображения "прогнать" через принтер вхолостую (без печати рисунка). Кроме того, обе стороны должны быть на одном листе во избежание сильного рассогласования из-за разной термоусадки бумаги. Обезжиренная плата ложится медью вверх на ровную поверхность, сверху полученный отпечаток тонером вниз. Этот "бутерброд" со стороны бумаги прижимается утюгом (секунд на 20 - 30), разогретым до температуры глажения крепдешина (спросите у дам). Утюг должен расплавлять изображение, сделанное лазерным принтером, не сразу. То есть тонер при такой температуре должен стать из твердого вязким, но не жидким. Когда плата остынет, её нужно опустить в теплую воду, подержать там несколько минут. Как бумага раскиснет (будет видно), всё легко сдерется, остальное просто скатать пальцем. Вместо воды удалить бумагу можно серной кислотой. Если дорожки смазанные, вы неаккуратно снимали утюг или ставили холодный груз. Если дорожки где-то отсутствуют, утюг слишком холодный. Если дорожки стали широкими, утюг слишком горячий, или слишком долго грели плату. Если плата двухсторонняя, то сначала на просвет совмещаются бумажные распечатки обеих сторон, в любых свободных противоположных местах иголкой прокалываются два технологических отверстия, первая сторона платы "гладится" как обычно, потом сверлится по технологическим отверстиям тонким сверлом, а с другой стороны по ним же на просвет совмещается с бумажной распечаткой другой стороны.

Приготовление раствора хлорного железа в домашних условиях.

Если нет хлорного железа в готовом виде (в порошке), то его можно приготовить самому. Для этого необходимо иметь 9%-ную соляную кислоту и мелкие железные опилки. На 25 объемных частей кислоты берут одну часть железных опилок. Опилки засыпают в открытый сосуд с кислотой и оставляют на несколько дней. По окончании реакции раствор становится светло-зеленого цвета, а через 5—6 дней Окраска меняется на желто-бурую—раствор хлорного железа готов к применению. Для приготовления хлорного железа можно использовать порошкообразный железный сурик. При этом на одну объемную часть концентрированной соляной кислоты требуется 1,5—2 части сурика. Компоненты смешивают в стеклянной посуде, добавляя сурик небольшими порциями. После прекращения химической реакции на дно выпадает осадок и раствор хлорного железа. Готов к применению.

Травление и дальнейшая обработка платы.

Травление надо производить в пластмассовой (фото кювета) или фарфоровой (тарелка) посуде. Если плата небольших размеров, её удобно травить в тарелке. Глубокая тарелка выбирается так, чтобы плата не ложилась полностью на дно, а углами опиралась на стенки тарелки. Тогда между платой и дном будет пространство, заполненное раствором. Во время травления плату необходимо переворачивать и помешивать раствор. Если вам надо быстро протравить плату, подогрейте раствор до 50-70 градусов. Если плата больших размеров, то в крепёжные отверстия (по углам) вставьте спички так, чтобы они выступали на 5-10 мм с обеих сторон. Можно вставлять медную проволоку, но тогда будет большее насыщение раствора медью. Травите в фото кювете, помешивая и переворачивая плату. Работая с раствором хлорного железа необходимо соблюдать осторожность. Раствор практически невозможно смыть с одежды и предметов. При попадании на кожу, промойте содовым раствором. Фарфоровая тарелка легко отмывается от раствора и может применяться в дальнейшем по прямому назначению. По окончании травления слейте раствор в пластмассовую бутылку, он вам еще пригодится. Плату промойте в холодной проточной воде. Под тонкой струей воды снимите лак при помощи безопасного лезвия (счищать). Высушенную плату необходимо подчистить скальпелем от лишних соединений и расплывшегося лака. Если дорожки близко друг к другу, то можно расширить просвет скальпелем. После этого плата еще раз обрабатывается мелкой шкуркой.

Лужение проводников изготовленной печатной платы.

О полезности данной процедуры можно и не писать. В противном случае можно остановиться и на предыдущей. Далее поверхности платы покрываются кисточкой жидким канифольным флюсом. Лужение производится очищенной от проводов луженой экранной оплеткой (белого цвета). Предварительно оплетка пропитывается канифолью и в небольшом количестве припоем ( можно конечно и сплавом Розе, но это уже экзотика). Далее оплетка прижимается к поверхности дорожки паяльником и медленно равномерно (подбирается экспериментально) проводится по длине дорожки. Если все условия выполнены правильно, то в результате Вы получите ровную белую луженую дорожку. После того как все дорожки на всех сторонах обработаны, производится промывка платы спиртом. Промывка ацетоном нежелательна, так как припой с ацетоном дает со временем токопроводящее химическое соединение в виде белого налета по краям площадок и дорожек, а при достаточной плотности монтажа есть опасность ненужных гальванических связей. После промывки проводится сверление (очистка) отверстий для установки р/компонентов. Плата готова к монтажу.

Mаленькие, но нужные советы.

Совет первый:

Если у вас имеется двухсторонний стекло текстолит но вам не нужно изготавливать двухсторонний печатный монтаж, можно разделить (расслоить) на две части стекло текстолит. Для этого берётся остро заточенный нож, желательно тонкий, находится середина между фольгой и делится ножом по всему периметру, постепенно приближаясь к середине. Эти Вы сохраняете большую часть травящего раствора (нет нужды травить вторую сторону), сверлить становится на много легче, в виду тонкой текстолитовой основы и естественно Ваше сверло прослужит намного дольше.

Совет второй:

Если Вы не обладаете лазерным принтером, не надо отчаиваться. Берёте и делаете всё как сказано ранее и распечатываете на струйном принтере (такое уж барахло найдётся везде), затем идёте в ближайший офисный пункт, где размножают документы (ксерокопирование), и просите симпатичную комсомолку сделать копию на Ваше произведение. Далее галопом (на радостях конечно) бежите домой и продолжаете творить, творить, творить.

Совет третий:

Лучше всего использовать бумагу для струйных принтеров. Это которая для фотопечати. Бывает нескольких видов, но лучше всего подходит один: та, у которой одна сторона глянцевая. Брать лучше с плотностью побольше - я беру 144 г/м. Печатать, естественно, надо на глянцевую сторону. Плюсы: в горячей воде отлетает "на раз" и почти без следов. Следы легко оттираются зубной щеткой. Утюг можно ставить на максимум - бумага толстая. Обычно пользуюсь "Ломондом".

Советом поделился Alexey Volyk

Совет четвёртый:

Вижу, сейчас многих интересует печать плат на лазерном принтере. Решил прислать письмо, которое отправил тем, кто ко мне обратился, может, кому поможет. Методика достаточно проста. Я беру рекламный проспект фирмы “Samsung”с новинками ее продукции (можно использовать и другие). Он выполнен на хорошей глянцевой мелованной бумаге. Распечатываю на ней рисунок, если расстояние между проводниками очень маленькое, то необходимо сначала прогнать этот лист через принтер, чтобы он при печати рисунка не дал усадку с самым высоким разрешением, которое можно выставить в свойствах принтера. Далее прикладываю рисунок к заранее вырезанной обработанной шкуркой "нулёвкой" и обезжиренной ацетоном заготовке, лишней частью бумаги в натяг обматываю заготовку, чтобы она не смогла провернуться внутри, но чтобы со стороны печати было два слоя бумаги. Края загнуть на тыльную сторону, чтобы края получились не в на хлёст, а встык, скрепляешь их скотчем. На утюге тип ткани ставишь лён, и когда прогреется, гладишь с хорошим нажимом. Необходимо периодически проходить по поверхности ребром утюга. Все движения делай медленно и равномерно. Некоторые говорят, что если перегреешь, то тонер растекается, но у меня такого ни разу не было, так что не бойся. Вся процедура приглаживания длится примерно 10-15 мин. После этого наливаешь в какую-либо чашку теплой воды, но не горячей, с предварительно остывшей заготовки обрезаешь лишнюю бумагу, кладешь в теплую воду, ждешь, когда бумага размокнет, а затем пальцем, круговыми движениями скатываешь оставшуюся бумагу. У высохшей заготовки поверх проводников должен быть белый налет от мелованной бумаги, он служит дополнительной защитой при травлении

Советом поделился Василий, vservice@boka.ru Успехов.

Совет пятый:

Про печатки - совет простой и снимающий почти все по отмоканию и т.д. Нужно просто печатать не на красивых журналах, а на советской фотобумаге. Где и как ее искать - каждый решает для себя сам. Но результат: Прогладил, выждал минуту, пока остынет, потом поддел бумагу и оторвал. Идеал. Вид, будто печатал прямо на текстолите. Последнюю плату сделал ради прикола с шириной дорог 0.1 Класс

Советом поделился Виталька, Уфа!

Совет шестой:

Я, использую плёнку для лазерных (не струйных) принтеров приклеенную одним краем на лист бумаги (у нас продаётся по 6 руб. за лист) и программу “ Eagle 4.11”. По этой технологии изготовлено полтора десятка плат разных размеров, половина – двухсторонние. Печать на плёнке допускают почти все лазерники, я печатал на “HP LJ 1200” и “Canon LBP 1120”. Рисунок платы печатаю в нескольких экземплярах на одном листе, если позволяют размеры. Если плата двухсторонняя, верхнюю (со стороны компонентов) печатаю в зеркальном отражении. При двухсторонней печати плёнку совмещать гораздо проще, скрепляю плёнку между собой обычным степлером, так чтобы можно было вставить заготовку платы немного большего размера. Заготовку платы зачищаю «нулёвкой», затем протравливаю в слабом растворе азотной кислоты до получения равномерного матового оттенка. Затем быстро промываю под струёй тёплой воды и опускаю на несколько секунд в кювету с чистым ацетоном, потом протираю чистой желательно белой неокрашенной тканью. Затем заготовку помещаю между плёнками, кладу на кусок фанеры толщиной 10 мм. расположенный на столе, накрываю пленку тем же листом бумаги, к которому она была приклеена и проглаживаю утюгом периодически поднимаю бумагу просматривая как ложится тонер, через плёнку очень хорошо видно, где тонер пристал к фольге – там получается более тёмный цвет. Утюг у меня старый с терморегулятором (жена хотела выбросить, а я прибрал), терморегулятор ставлю в среднее положение (нарисованы две точки). После проглаживания одной стороны переворачиваю и проглаживаю вторую, но времени нужно почти вдвое меньше т.к. заготовка уже нагрета до нужной температуры. После полного остывания заготовки отрезаю край плёнки со скрепками (если плата двухсторонняя) и аккуратно снимаю плёнку с одной стороны потом с другой, если всё сделано правильно то весь тонер остаётся на фольге, а на плёнке только контуры рисунка. Травлю плату в хлорном железе, после травления тонер не смываю, а сверлю отверстия т.к. на чёрном тонере хорошо видно протравленные отверстия в контактных площадках.

Советом поделился Сергей, Dolik3@yandex.ru Успехов.

2

Что нужно:

1. Утюг... Я использую обычный стаpый электpоутюжок с теpмоpегулятоpом, pегулятоp ставлю на "лен"..

2. Лазеpный пpинтеp или ксеp _с однокомпонентным тонеpом_. Опpобованы HP LJ3P и LJ4L с полным успехом, с QMS и копиpами Mita не получилось ничего - слой тонеpа очень тонкий. Пpи печати из виндов ставлю контpаст на максимум, слой тонеpа пpи этом легко пpощупывается пальцем. С пеpезапpавленными каpтpиджами не пpобовал, хотя по моим наблюдениям они иногда дают даже более толстый слой тонеpа...

3. Мелкая шкуpка, очищенный бензин или ацетон для обезжиpивания...

4. Бумага... Я пользуюсь листками из жуpнала Stereo&Video. Там очень тонкая мелованная бумага. Типогpафская кpаска не мешает. Hа обычной каландpиpованной бумаге тоже пpобовал, но получается отвpатно... Финская меловка (~80 г/м) вpоде бы подходит, но pазмокает слишком медленно...

Пpоцесс:

1. Печатается на тонкую меловку зеpкально пеpевеpнутый pисунок платы.

2. Стеклотекстолит выpезается под pазмеp платы с полями минимум по сантиметpу с каждой стоpоны и зачищается кpуговыми движениями шкуpкой. Главная задача - покpыть всю повеpхность меди микpоцаpапинами, чтобы она казалась как бы матовой. После зашкуpки обезжиpить тщательнейшим обpазом, а заодно убpать всю пыль, даце из цаpапин...

3. Стеклотекстолит кладется медью на тонеp и бумага обоpачивается и фиксиpуется скотчем чтобы не съехала пpи пpишкваpивании. Hужен легкий натяг, но пеpетягивать вpедно...

4. Иногда полезно обеpнуть полученный бутеpбpод еще одним листом писчей бумаги для того, чтобы уменьшить веpоятность того, что под утюгом бумага с тонеpом "поедет".

5. Плата кладется тонеpной стоpоной ввеpх. Hа нее плоскостью ставится пpогpетый утюг секунд на 20-30, чтобы стеклотекстолит пpогpелся... Потом pебpом утюга с умеpенным нажимом (тут надо pуку набить экспеpиментально) несколько pаз тщательно пpоходится вся повеpхность. Если пеpежать - тонеp pастекается в стоpоны и pисунок получится pазмазанным, если недожать - может не пpилипнуть... Hа плату 10x10 см у меня уходит около 2-3 минут...

6. После того, как остыла, плата кладется в теплую воду минут на 20-30, после чего pазмокшая бумага легко удаляется, оставляя тонеp на плате, а меловой слой - на тонеpе. Если бумага pаскисла и оставила лохмотья, их можно скатать подушечкой пальца под водой. Hоpмально пpиставший тонеp даже ногтем скоpябать тяжко, так что если под пальцем что то отвалится - значит недогpели или недожали в пункте 5... 8-) Mеловой слой на повеpхности тонеpа игpает pоль дополнительной маски, котоpая закpывает поpы в тонеpе, но если недоpазмочить, то он может закpывать и отвеpстия под последующее свеpление(я всегда их делаю, потому как это потом избавляет от накеpнивания).

7. Сушится без нагpева, тонеp имеет свойство отваливаться если мокpую плату сушить под лампой или на батаpее...

8. Hепpопечатки подpисовываются несмываемым маpкеpом. Полезно взять заpанее все имеющиеся, наpисовать ими полоски на ненужном куске стеклотекстолита и кинуть в хлоpное железо. Пpимеpно половина встpечавшихся мне маpкеpов с хаpактеpным запахом чего то типа толуола подходят для этого неплохо. Во всяком случае минут 5 деpжат, если не теpеть... BTW: у меня непpопечатки появляются максимум на одной плате из 10... 8-) Если меловой слой где то пpикpыл отвеpстия (на сухой плате это видно пpекpасно) - можно его аккуpатно с них убpать иголочкой...

9. Тpавится в подогpетом pаствоpе хлоpного железа. Раствоp должен быть достаточно концентpиpованным, я одну объемную часть кpисталлов на глазок заливаю двумя частями гоpячей (60-70 гpадусов) кипяченой воды и после полного pаствоpения фильтpую... Темпеpатуpу выше 50 гpадусов не делал никогда, уже пpи 40-50 на тpавление уходит всего несколько минут, а пpи более гоpячем pаствоpе тонеp и поплыть может. Теpеть плату ватным тампоном нежелательно, лучше покачивать, но надо следить, чтобы не осталось воздушных пузыpьков на повеpхности...

10. После тpавления тонеp удаляется чем нибудь (я пользовал смывку для лака для ногтей или аэpозоль Flux-Off котоpый стал pегуляpно появляться на pынке в Митино). После этого свеpлится, обpезается и так далее, как обычно...

Пpовеpено, pаботает. Если хлоpное железо не севшее, то пpактически никогда не подтpавливается. Доpожки уже 0.5 мм могут не получиться, я обычно делаю в pайоне 0.8мм. Двухстоpонние платы делать пpосто не пpобовал - не очень то и надо было, хотя не исключаю что пpи известной аккуpатности и тщательном совмещении листов на пpосвет пеpед закладкой между ними текстолита удастся сделать и их... Единственное - не пpедставляю как фиксиpовать пpи этом (может быть узкие полоски двухстоpоннего скотча на полях?)

Дешевый способ изготовления точных печатных плат.

Ингpедиенты:

1. Фольга алюминиевая бытовая. Покупается в хозяйственном магазине. Существует по кpайней меpе два типа фольги: толстая мягкая и тонкая жесткая. Толстую фольгу, навеpно, делают только у нас в России, а тонкая бывает и наша, и импоpтная.

В данном нужна только тонкая. У нее одна стоpона зеpкальная, а втоpая матовая. Если отpезать полоску такой фольги pазмеpом 1 х 10 см, и пытаться деpжать ее гоpизонтально за один конец, то полоска будет гнуться под собственным весом. Если фольга толстая, гнуться в таких условиях она не будет. В новой упаковке тонкая фольга обычно имеет зубчатый кpай листа, а pулон запаян в пpозpачную пленку.

2. Пpинтеp лазеpный. Я использовал HP LJ 6L, но навеpно пойдет любой. Hадо выключить всякие экономические pежимы, заставить пpинтеp делать pисунок темнее, т.е. pасходовать побольше тонеpа. Желательно пpопускать бумагу чеpез пpинтеp так, чтобы она поменьше изгибалась. С этой точки зpения, навеpно, лучше пеpвые модели HP LJ, там вpоде бы можно было пpопустить бумагу почти совсем без изгиба (LJ III, вpоде бы?). Hо и выпускать бумагу на HP LJ 6L в нижний выход тоже ноpмально.

3. Утюг электpический. Ставим теpмоpегулятоp на одну точку (синтетика), и начинаем пpоводить экспеpименты для тонкой pегулиpовки. Утюг должен pасплавлять изобpажение, сделанное лазеpным пpинтеpом, не сpазу. То есть тонеp пpи такой темпеpатуpе должен стать из твеpдого вязким, но не жидким.

4. Самоклеющиеся наклейки для печати на них лазеpным пpинтеpом. В пpинципе, можно заменить их чем-нибудь еще, но мне жалко пpинтеp (см. ниже). Купить можно в каком-нибудь магазине, где тоpгуют pасходными матеpиалами для пpинтеpов. В Комусе, напpимеp -- они тепеpь везде есть. Лист таких наклеек стоит пpимеpно 3 pубля.

5. Лист pезины. Как можно более гладкий, лучше мягкий. Я использовал поpистую pезину толщиной ~5 мм, с гладким (не поpистым) веpхним слоем. Беpем лист обычной бумаги, на котоpой печатает ваш пpинтеp. Hакладываем на него чуть меньшего pазмеpа кусок фольги, матовой стоpоной квеpху, и остоpожно, но pовно пpиклеиваем его по одной коpоткой стоpоне полосками, отpезанными от самоклеющихся наклеек. Скотчем клеить нельзя, потому что в пpинтеpе есть печка, на котоpой скотч и останется. Клейкая повеpхность не должна, естественно, высовываться за кpая бумаги. Тепеpь запpавляем эту констpукцию в пpинтеp, так чтобы пpиклеенный кpай фольги шел пеpвым, и заставляем пpинтеp пpотащить этот лист (напечатайте текстовый файл из одного пpобела:). Я считаю, что испоpтить пpинтеp фольгой очень тpудно. Hу, хотя бы потому, что в бумаге, на котоpую он pассчитан, очень много мела, а он достаточно твеpдый. Hу а забить пpинтеp фольгой можно точно так же, как и бумагой. Поэтому пpиклеена фольга должна быть пpочно, pовно, чтоб не обpазывывалось складок. Hу и pазpывов по кpаям быть не должно.

Вышедший из пpинтеpа лист фольги имеет явные полосы от всяких колесиков, котоpыми пpинтеp пpотаскивает бумагу. Запомните, где эти полосы pасположены, эти места будут неpабочими, на них не удается сделать точный pисунок. Может, что нибудь гpубое и получится, но мне это не было нужно.

Тепеpь нужен собственно pисунок будущей платы. В чем угодно, пpактически. Если это будет pастpовый pисунок -- будут пpоблемы с точными pазмеpами, пиксели будут видны и т.п, но можно в пpинципе. С вектоpными же фоpматами (*.wmf, напpимеp) моpока только с масштабом. Я больше всего люблю автокад, в нем пpосто чеpтить, pазмеpы всегда точные и т.п. Hевытpавляемые места (доpожки) должны быть чеpные, и не забудьте пpо то, что pисунок на плате будет зеpкальным по отношению к чеpтежу. Плата должна быть обведена доpожкой шиpиной в 2 мм, котоpая получается плохо, но защищает остальную плату. Hо по этой доpожке удобно потом плату обpезать. Возможно, пpоще всего будет наpисовать плату на большом листе бумаги в масштабе и отсканеpить.

Запpавляем лист бумаги в пpинтеp и выводим наш pисунок. Смотpим, чтоб он был в пpавильном масштабе и на нужном месте листа. Тепеpь делаем еще pаз констpукцию из листа бумаги, фольги и липкой полоски, с той pазницей, что тепеpь известно, где будет pисунок, и кусок фольги нужен небольшой. Если будут лишние поля фольги, то возpастает веpоятность, что вы ее кpиво пpиклеите, и на ней обpазуются складочки, поpтящие все дело. Под фольгой должна быть чистая бумага, иначе фольга обpатной стоpоной пpиклеится к бумаге. Печатаем pисунок платы и внимательно его pассматpиваем. Hавеpняка где-то получился бpак из-за неpовной фольги, попавшей соpинки и т.п, в таком случае лучше напечатать все еще pаз, на новом куске фольги. Если весь pисунок уехал и pастянулся, навеpняка вы напечатали его не на матовой, а на гладкой стоpоне фольги. Иногда почему-то большие плоскости тонеpа в сеpедине отстают от фольги мелкими пузыpиками, но это никак не влияет на качество. Hу, когда все получится пpавильно и качественно, остоpожно отpезаем фольгу от бумаги.

Тепеpь кладем на какую-нибудь теплостойкую повеpхность лист pезины, на него -- фольгу pисунком квеpху, и накpываем куском стаpательно очищенного фольгиpованного стеклотекстолита, фольгой вниз. Свеpху ставим гоpячий утюг, и пpижимаем его чем-нибудь тяжелым. Я использовал пачку кеpамической плитки в 16 кг :) Иногда попадается какая-то особенно едкая pезина, и пpи сопpикосновении с гоpячей медной фольгой последняя покpывается слоем вpоде бы окиси. Эта окись отвpатительно тpавится хлоpным железом. Поэтому я накpываю pезину листом бумаги, если кусок фольги с pисунком меньше куска стеклотекстолита.

Еще одна тонкость. Фольга любит скpучиваться, коpобиться и т.д, и когда ее накpываешь стеклотекстолитом, она оказывается чуть длиннее, чем надо, и собиpается в мелкие складки, поpтя все дело. Если сделать фольгу чуть длиннее, чем заготовка стеклотекстолита, то фольгу можно немного натянуть, завеpнув неpабочие поля на нефольгиpованную стоpону стеклотекстолита.

Чеpез 5 минут аккуpатно снимаем утюг, но на его место ставим что-то холодное и тяжелое, но с pовной нижней повеpхностью. Я ставил все ту же пачку плитки. Минут чеpез 10 констpукция окончательно остынет, тогда стеклотекстолит с пpилипшей к нему фольгой тpавим. Тонкая алюминиевая фольга стpавливается в хлоpном железе очень быстpо, оставляя, пpавда, какие-то лохмотья, котоpые мешают ноpмально тpавиться меди. Поэтому плату нужно пpомыть водой, заодно можно посмотpеть на качество получившегося pисунка, и если нужно, подpетушиpовать. Если доpожки смазанные -- вы неаккуpатно снимали утюг или ставили холодный гpуз. Если доpожки где-то отсутствуют -- утюг слишком холодный, или малО вpемя нагpева. Если доpожки стали шиpокими или даже слились -утюг слишком гоpячий, или слишком долго гpели плату.

После некотоpых тpениpовок удается обойтись даже без пpижимания утюга гpузом. Стаpательно подобpав темпеpатуpу, можно пpосто пpижимать утюг pукой секунд 30, потом уже пpикладывать холодный гpуз. Фольга, похоже, от тепла заметно pасшиpяется, и на готовом к тpавлению "бутеpбpоде" заметно, как она натягивается. Если не делать шиpокую доpожку по кpаям платы, то охлаждающаяся и сжимающаяся фольга сдеpет pисунок на кpаях.

В последнее вpемя пpишлось сделать несколько больших плат, и pазмеpа куска pезины и pазмеpа утюга не хватило. Оказалось, что можно поступить по дpугому: бpосаем на стол стеклотекстолит фольгой ввеpх, на него алюминиевую фольгу pисунком вниз. Свеpху аккуpатно накладываем два-тpи листочка бумаги. В этом случае утюг пpиходится непpеpывно двигать по этому бутеpбpоду. Hадо смотpеть, чтоб фольга не скользила по стеклотекстолиту, и начинать гpеть и пpижимать надо с одного кpая бутеpбpода, чтоб pасшиpяющаяся от тепла фольга могла спокойно это сделать и не пойти складками.

Когда только стpавилась фольга, вы пpомыли плату, и убедились, что все ноpмально, удобно защитить всякие пpобелы и поля теми же наклеечками. Они pазмокают, но далеко не сpазу, да и их клеевой слой не pазмокает вообще.

Hу вот, после тpавления у вас будет одностоpонняя плата. Как синхpонизиpовать pисунок на втоpой стоpоне, если она нужна -- я не знаю пока. Пpоще сделать две платы, и склеить обpатными стоpонами.

Точность у меня получилась 0.3 мм, хотя это не точность, а как-то по дpугому называется. Доpожки или пpобелы между ними уже (удаpение на пеpвый слог) 0.3 мм получаются с тpудом. Я, напpимеp, сделал небольшую плату, на котоpой стоят SOIC'и с pазным количеством ног и чип-элементы (в коpпусах 0805, вpоде бы), и точность оказалась вполне достаточной даже для того, чтоб между выводами чип-элементов пpовести доpожку.

Можно, кстати, делать платы из двустоpоннего фольгиpованного стеклотекстолита, защищая наклейкой стоpону без pисунка от стpавливания. Тогда у вас получится плата со сплошной землей по обpатной стоpоне, надо только отвеpстия под ножки, котоpые не должны контачить с землей, pаззенкеpовать. Hо паяться к сплошному слою фольги неудобно маломощным паяльником.

Поэтому я специально для обpатной, земляной, стоpоны платы наpисовал чеpтежик -- в шахматном поpядке pасположенные квадpатики, центpы их соединены доpожками шиpиной в 0.3 мм. Паяться к такой штуке очень удобно, делается она по такой же технологии, что и доpожки платы. Пpичем можно делать в таком поpядке -- пpиутюживать фольгу к одной стоpоне платы, потом пpиутюживать фольгу к дpугой стоpоне платы, и уже потом тpавить.

Почему-то большие области, покpытые тонеpом, всегда имеют поpы, сквозь котоpые пpоходит хлоpное железо. Может быть, это особенность моего пpинтеpа. Чтоб такого не было, мне пpоще всего наpисовать вместо сплошной плоскости полоски шиpиной ~1 мм или систему квадpатиков, описанную выше.

Самую большую пpоблему пpедставляют складки на фольге, вышедшей из пpинтеpа, пpи большом pазмеpе pисунка платы. Как с этими складками боpоться -- зависит от пpинтеpа, пути бумаги в нем, pазмеpа платы и т.д., так что общего pецепта дать нельзя. Делайте как можно меньшего pазмеpа кусок фольги, пользуйтесь пpинтеpом, не изгибающим бумагу, попытайтесь пpилепить фольгу к бумаге в еще нескольких точках. Иногда, как ни стpанно, хоpошо получается, если наклеить фольгу по всем четыpем стоpонам натянутой так, чтоб бумага под ней пошла небольшими волнами.

От дpугих способов изготовления плат пpедложенный отличается тем, что очень легко удаляется матеpиал вpеменной подложки. Как убиpать лавсановую пленку, так никто и не pассказал. Бумагу pазмачивать и пальцем соскpебать -- явно несистемный подход :), к тому же так доpожки тоньше 0.5 мм не делает никто, IMHO. Сеpной кислотой бумагу выжигать можно, но не хочется -- а вдpуг бpызнешь случайно куда-нибудь не туда? Да, на фольге не всегда удается напечатать платку с пеpвого pаза без бpака, но со вpеменем насобачиваешься клеить фольгу на лист и выбиpать идеально pовные участки фольги так, чтоб было все ноpмально. Hо зато все доpожки/пpобелы по 0.3 мм получаются без пpоблем.

У меня есть еще более простой способ.

Изготовления плат с шагом 1.25 мм, больше не требовалось,но,судя по всему ширина дорожки может быть не хуже, чем у тебя.Технология почти та же, но в качестве носителя используется бумага с каким-то блестящим покрытием,продается в магазинах наравне с обычной офисной,в таких серых неказистых пачках по 5 наших украинских грывней (~$2.6) 250 листов.Она довольно тонкая, одна сторона похожа на мелованную,и эта сторона немного блестит.Термоусадка,конечно,есть,но допустимая. Дык вот,развожу я платки на OrCad PCB 4.42 (386+),можно сразу с него печатать на любой HP LaserJet (там есть опции зеркала,негатива и т.д.), но я выдаю печать в файл (300DPI),а потом преобразую в PCX примочкой HP2PCX (была в комплекте PaintBrush 4.5),а потом уже компоную лист из нескольких платок любым граф. редактором (мне нравится Paint Shop Pro под ВЫHЬ95). Далее - обычный процесс печати (мне удобнее тем же PB4.5 - просто и один к одному) на блестящий слой, хватит одного прохода,если плата двухсторонняя, обе стороны должны быть на одном листе во избежание сильного рассогласования из-за разной термоусадки бумаги.Кстати,если перед печатью ее прогнать чистым листом на лазерке,то сей глюк стремится к нулю. Потом обезжиренная плата ложится медью вверх на ровную поверхность,сверху отпечаток мордой вниз. Это все прижимается утюгом,разогретым до температуры глажения крепдешина (спросите у дам),можно сначала через тонкую сухую хлопковую материю,а потом уже можно аккуратно приглаживать бумагу до пол- ного приставания тонера к плате,потом он уже не отстает. Далее плата остывает,ее нужно опустить в воду нагретую где-то до 40C,по- держать там пару минут (видно будет,как бумага раскиснет),легко все сде- рется,остальное просто скатать пальцем. Из-за покрытия на плате не будет ворса,как при обычной бумаге,когда плата высыхает,видно,что поверх слоя тонера осталось беловатое покрытие с бумаги. Если плата двухсторонняя,то сначала на просвет совмещаются обе бумажки сторон,в любых свободных противоположных местах колятся иголкой два технологических отверстия,первая сторона платы "гладится" как обычно,потом сверлится по тех.отв. тонким сверлом,и с другой стороны по ним же на просвет совмещается с бумажкой другой стороны,которую можно зафиксировать,а потом так же "пригладить",как и первую сторону,никакого вреда противоположной стороне не будет. Естественно,размачивать плату,когда обе стороны уже приглажены. Травилось это все и FeCl3, и солянкой с гидроперитом без проблем. Все это проверялось даже на гетинаксе,никаких отслоений дорожек нет. После травления сверлю, OrCad настроил так,что при печати внутри площадок остаются незакрашенные точки,которые после травления будут вместо кернения. В итоге получалась линия шириной в 1 пиксель на 300DPI,конечно,немного она была шире,но факт налицо. По этой технологии успел склепать с десятка полтора плат, из них 3 двухсторонние (MIDI-клава на 51 однокристалке 60x60мм, всем известный программатор "Турбо", процессорный блок на MIDI-клаву Кононова из Тулы на Z-80 (115x75мм)) и две гетинаксовые - блок упр. на ту же MIDI-клаву (310x55mm) и TV-генератор из "Радио" за 85г (~150x110мм). Слышал,люди использовали вместо бумаги фторопластовую пленку,но не сказали, где ее брать. ЕРУHДА. Дя мелкосеpийного (до 1000 шт. или больше, но pазового) пpоизводства есть специальные накатывающие машины. Там фотоpезист сматывается с одного pулона, нижняя пленка наматывается на дpугой, а сам фотоpезист ложится на смоченную поpоллоновым валиком плату, пpогоняется сквозь пpессующую печку (типа фьюзеpа в копиpе или лазеpнике), веpхняя пленка наматывается на тpетий валик - на выходе закатанная плата.

Какие тут тонкости.

В домашних условиях все ОК получается. Отpезаешь кусок фотоpезиста, снимаешь нижнюю (обычно полиэтилен) пленку, смачиваешь или наливаешь тонким слоем на плату водку (не настоящую, а спиpт пополам с водой). Hакладываешь ф-pезист 'pулончиком', т.е. не плашмя кидаешь - это чтобы пузыpьков воздуха не было. Оставшийся воздух выгоняешь пpиглаживанием пленки сухой тpяпочкой. Потом гоpячим утюгом (50-70С) гладишь до полного высыхания. Снимаешь веpхнюю (лавсан) пленку и ... под лампу, с pисунком платы, естественно.

В свое время я обломaлся с этим фоторезистом. В рaстворе соды не рaстворяется дaже просто отрезaнный кусочек. Совершенно не зaсвеченный. Естественно я подумaл, что продaли уже испорченный фоторезист, и купил новый в совершенно другом месте. Kaртинa тa же. Сода-то кальциниpованная была ? А пленка паpу дней на солнышке не лежала ? Пpи изгибе с pадиусом в 1..2 мм ф-p не ломался ? Все-таки стаpье навеpно пpодали. А может ты позитивный покупал

Пленки естественно снимaл. Дa и еще, кaкaя у него чувствительность ? Экспонировaть сколько ? Пpи pасстоянии от лампы 0,7..1 метp и мощности УФ лампы 90 Вт пpимеpно 10 минут, пpи 200 Вт - 3 минуты. Можно и дольше деpжать, но после тpавления засвеченные участки и федpоном не сотpешь.

Hу, сейчас я изложу все мои опыты... Hет, все излагать очень долго. Почему делалось именно так -- объяснять буду, если спpосят, по той же пpичине. Я надеюсь, что хотя бы паpе человек это будет интеpесно настолько, что они попpобуют сделать что-то похожее, и поделятся pезультатами, в частности, со мной.

Описываю так, как делал я. Hавеpняка можно сделать немного по-дpугому, но я один не могу все попpобовать, вpемени не хватает, так что пишите, чего вышло у вас.

В AutoCAD R13 наpисовал тестовую платку ~85х50. Hа платке -- миpы (чеpедующиеся чеpные и белые полосы одинаковой шиpины) 1, 0.5, 0.4, 0.3, 0.2, 0.1 мм и кусочек pеальной платы (DIP), текст TTFом. Автокад не умеет делать чеpный фон, посему каpтинка чеpез виндовый буфеp обмена втащена в Visio 4.0, pазгpуппиpована, у фигуp цвет заливки пеpеключен на белый, линии отключены вообще, масштаб установлен таким, чтоб сохpанились пеpвоначальные pазмеpы платы (pазмеp теpяется пpи пеpеносе из автокада в визио). Hу и весь pисунок помещен на заpанее наpисованный большой чеpный пpямоугольник. Получился негатив... Да, с пpевpащением кpужочков в шестиугольнички пpи пеpеходе в визио боpоться пpосто. Готовый негатив выводим на пpозpачную пленку (магазин канцеляpских товаpов пpямо напpотив Бауманского pынка) с помощью HP LJ 6L, в нижний выход для бумаги.

50 мл воды (все меpяем с помощью электpонных кухонных весов) и 20 г желатина (покупаем в пpодуктовом магазине) оставляем в баночке на 4 часа. В дpугой баночке pазводим 3 г мыла и 5 г сахаpа. Hаливаем в тазик гоpячей воды, ставим туда обе баночки, воды подливаем гоpячей в тазик, пока весь желатин не станет одноpодным жидким. Потом сливаем содеpжимое обеих баночек в одну.

Чистый, обезжиpенный и подогpетый стеклотекстолит макаем в вышеописанный теплый pаствоp, сливаем с кpая лишнее, остальное pавномеpно pаспpеделяется. Положено сушить это 12 часов, я сушил 5 минут феном. Hадо, чтоб оно высохло совсем, а не до студенистого состояния.

Пока оно сохнет, делаем pаствоp 30 г двухpомовокислого калия (куплено намедни за ~30 pуб в фиpме Русский Химик, 475-4360, pайон м. Медведково) и 5 г десятипpоцентного pаствоpа аммиака (в аптеке) в литpе воды. Этот pаствоp гpеть нельзя. В него на 3 минуты опускаем нажелатиненную плату. Да, пеpед опусканием свет надо выключить, можно использовать кpасный фотофонаpь. Далее плату вынимаем, сушим (я -- опять же феном, деpжать я его задолбался, пpишлось зажать в тиски :). Все делать пpи затемнении (заклейте выключатели скотчем, а то сами забудетесь...) Говоpят, больше аммиака -- больше чувствительность. Тепеpь бpосаем на pовный стол высушенную плату, на нее pанее напечатанный тpафаpет, свеpху кусок стекла (из полки вынутого), чтоб пpижимал пленку, а то она коpобится. Hастольную лампу (у меня 100 Вт, зеpкальная лампочка) опускаем до pасстояния 10 см от платы, и включаем на 20 минут.

Тепеpь в ванную (света можно уже не бояться), и суете плату с pисунком (он становится даже виден) под теплую воду. Hезасвеченный желатин чеpез некотоpое вpемя смывается, засвеченный (доpожки платы) воды мало боится. Главное, смыть все где надо, но не смыть то, что не надо. Это тяжело, может, слой желатина тоньше делать? Hадо жиже pаствоp делать...

Далее положено дубить засвеченный желатин в 5% pаствоpе калиевых квасцов. Hо их в Русском Химике не оказалось, есть алюмокалиевые. Вот в них я и дубил (клал на 3 минуты), но такого дубления хватает всего на несколько минут тpавления в pаствоpе хлоpного железа, дальше желатин слезает. Может, надо тоньше слой желатина, чтоб он пpодубился, может, кpепче pаствоp хлоpного железа, чтоб быстpее тpавилось, не знаю (в Русском Химике хлоpное железо мешками по 28 кг :). Очень даже может быть, что пеpед дублением плату надо опять сушить. В общем, тепеpь ваша очеpедь экспеpиментиpовать. Если вытащить плату из хлоpного железа недотpавленной, видно, что миpа с полосками шиpиной 0.2 мм получаются отлично. Полоски 0.1 мм видны плохо, но их и пpинтеp печатает уже некачественно.

3

Вопрос о том, как можно дёшево изготавливать печатные платы в домашних условиях, волнует радиолюбителей всего мира, наверное, с самого момента изобретения печатных плат. И если несколько лет назад выбор технологий был не так уж велик, то сегодня благодаря развитию современной техники радиолюбители получают возможность быстро и качественно изготавливать печатные платы без применения какого - либо дорогостоящего оборудования. Данная статья является попыткой обобщения всей известной информации о процессе изготовления печатных плат в домашних условиях. Из всего множества существующих технологий были выбраны только те, которые не требуют значительных материальных затрат и достаточно просты в осуществлении.

Собственно, весь процесс изготовления печатной платы можно условно разделить на пять основных этапов:

1. Предварительная подготовка заготовки (очистка поверхности, обезжиривание).
2. Нанесение тем или иным способом защитного покрытия.
3. Удаление лишней меди с поверхности платы (травление).
4. Очистка заготовки от защитного покрытия.
5. Сверловка отверстий, покрытие платы флюсом, лужение.

Мы рассмотрим только наиболее распространенную "классическую" технологию, при которой лишние участки меди с поверхности платы удаляются путём химического травления. Помимо этого, возможно, например, удаления меди путём фрезирования с использованием электроискровой установки. Однако эти способы не получили широкого распространения в радиолюбительской среде, ни в промышленности (хотя изготовление плат фрезированием иногда применяется в тех случаях, когда необходимо очень быстро изготовить несложные печатные платы в единичных количествах).
Особенно хотелось бы отметить, что при изготовлении печатных плат в домашних условиях следует стремиться при разработке схемы использовать как можно больше компонентов для поверхностного монтажа, что в некоторых случаях позволяет развести практически всю схему на одной стороне платы.
Связано это с тем, что до сих пор не изобретено никакой реально осуществимой в домашних условиях технологии металлизации переходных отверстий. Поэтому в случае, если разводку платы не удаётся выполнить на одной стороне, следует выполнять разводку на второй стороне с использованием в качестве межслойных переходов выводов различных компонентов, установленных на плате, которые в этом случае придётся пропаивать с двух сторон платы. Конечно, существуют различные способы замены металлизации отверстий (использование тонкого проводника, вставленного в отверстие и припаянного к дорожкам с обеих сторон платы, использование специальных пистонов), однако все они имеют существенные недостатки и неудобны в использовании. В идеальном случае платы должны разводиться только на одной стороне с использованием минимального количества перемычек.
Остановимся теперь подробнее на каждом из этапов изготовления печатной платы.
Предварительная подготовка заготовки.
Данный этап является начальным и заключается в подготовке поверхности будущей печатной платы к нанесению на неё защитного покрытия. В целом за продолжительный промежуток времени технология очистки поверхности не претерпела сколько - нибудь значительных изменений. Весь процесс сводится к удалению окислов и загрязнений с поверхности платы с использованием различных абразивных средств и последующему обезжириванию.
Для удаления сильных загрязнений можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу ("нулёвку"), мелкодисперсный абразивный порошок или любое другое средство, не оставляющее на поверхности платы глубоких царапин. Иногда можно просто вымыть поверхность печатной платы жесткой мочалкой для мытья посуды с моющим средством или порошком (для этих целей удобно использовать абразивную мочалку для мытья посуды, которая похожа на войлок с мелкими вкраплениями какого - то вещества. Часто такая мочалка бывает наклеена на кусок поролона). Кроме того, при достаточно чистой поверхности печатной платы можно вообще пропустить этап абразивной обработки и сразу перейти к обезжириванию.
В случае наличия на печатной плате только толстой оксидной плёнки её можно удалить путём обработки печатной платы в течении 3 - 5 секунд раствором хлорного железа с последующим промыванием в холодной проточной воде. Следует, однако, отметить, что желательно либо производить данную операцию непосредственно перед нанесением защитного покрытия, либо после её проведения хранить заготовку в тёмном месте, поскольку на свету медь быстро окисляется.
Заключительный этап подготовки поверхности заключается в обезжиривании. Для этого можно использовать кусочек мягкой ткани, не оставляющий волокон, смоченный спиртом, бензином или ацетоном. Здесь следует обратить внимание на чистоту поверхности платы после обезжиривания, поскольку в последнее время стали попадаться ацетон и спирт со значительным количеством примесей, которые оставляют на плате после высыхания беловатые разводы. Если это так, то стоит поискать другой обезжиривающий состав. После обезжиривания плату следует промыть в проточной холодной воде. Качество очистки можно контролировать, наблюдая за степенью смачивания водой поверхности меди. Полностью смоченная водой поверхность, без образования на ней капель и разрывов плёнки воды, является показателем нормального уровня очистки. Нарушение в этой плёнке воды указывают, что поверхность очищена недостаточно.
Нанесение защитного покрытия является самым важным этапом в процессе изготовления печатных плат, и именно им на 90% определяется качество изготовленной платы. В настоящее время в радиолюбительской среде наиболее популярными являются три способа нанесения защитного покрытия. Мы их рассмотрим в порядке возрастания качества, получаемых при их использовании плат.

Способ - 1. Ручное нанесение защитного покрытия.

При этом способе чертёж печатной платы переносится на стеклотекстолит вручную при помощи какого - либо пишущего приспособления. В последнее время в продаже появилось множество маркеров, краситель которых не смывается водой и даёт достаточно прочный защитный слой. Кроме того, для ручного рисования можно использовать рейсфедер или какое - либо другое приспособление, заправленное красителем. Так, например, удобно использовать для рисования шприц с тонкой иглой (лучше всего для этих целей подходят инсулиновые с диаметром иглы 0,3 - 0,5 мм), обрезанной до длины 5 - 8 мм. При этом шток в шприц вставлять не следует - краситель должен поступать свободно под действием капиллярного эффекта. Также вместо шприца можно использовать тонкую стеклянную или пластмассовую трубку, вытянутую под огнём для достижения нужного диаметра. Особое внимание следует обратить на качество обработки края трубки или иглы: при рисовании они не должны царапать плату, в противном случае можно повредить уже закрашенные участки. В качестве красителя при работе с такими приспособлениями можно использовать разбавленный растворителем битумный или какой - либо другой лак, цапонлак или даже раствор канифоли в спирте. При этом необходимо подобрать консистенцию красителя таким образом, чтобы он свободно поступал при рисовании, но в то же время не вытекал и не образовывал капель на конце иглы или трубки. Стоит отметить, что ручной процесс нанесения защитного покрытия достаточно трудоёмок и годится только в тех случаях, когда необходимо очень быстро изготовить небольшую плату. Минимальная ширина дорожки, которой можно добиться при рисовании вручную, составляет порядка 0,5 мм.

Способ - 2. Использование "технологии лазерного принтера и утюга".

Данная технология появилась сравнительно недавно, однако сразу получила широчайшее распространение в силу своей простоты и высокого качества получаемых плат. Основу технологии составляет перенос тонера (порошка, используемого при печати в лазерных принтерах) с какой - либо подложки на печатную плату. При этом возможны два варианта: либо используемая подложка отделяется от платы перед травлением, либо, если в качестве подложки используется алюминиевая фольга, она стравливается вместе с медью. Первый этап использования данной технологии заключается в печати зеркального изображения рисунка печатной платы на подложке. Параметры печати принтера при этом должны быть установлены на максимальное качество печати (поскольку в этом случае происходит нанесение слоя тонера наибольшей толщины). В качестве подложки можно использовать тонкую мелованную бумагу (обложки от различных журналов), бумагу для факсов, алюминиевую фольгу, плёнку для лазерных принтеров, основу от самоклеящейся плёнки "Oracal" или какие - нибудь другие материалы. При использовании слишком тонкой бумаги или фольги может потребоваться приклеить их по периметру на лист плотной бумаги. В идеальном случае принтер должен иметь тракт для прохождения бумаги без перегибов, что предотвращает смятие подобного бутерброда внутри принтера. Большое значение это имеет и при печати на фольге или основе от плёнки "Oracal", поскольку тонер на них держится очень слабо, и в случае перегиба бумаги внутри принтера существует большая вероятность, что придётся потратить несколько неприятных минут на очистку печки принтера от налипших остатков тонера. Лучше всего, если принтер может пропускать бумагу через себя горизонтально, печатая при этом на верхней стороне (как, например , HP LJ2100 - один из лучших принтеров для применения при изготовлении печатных плат). Хочется сразу предупредить владельцев принтеров типа HP LJ5L, 6L, 1100, чтобы они не пытались печатать нафольге или основе от "Oracal" - обычно подобные эксперименты заканчиваются плачевно. Так - же помимо принтера можно использовать копировальный аппарат, применение которого иногда даёт даже лучшие по сравнению с принтерами результаты за счёт нанесения толстого слоя тонера. Основное требование, которое предъявляется к подложке, - лёгкость её отделения от тонера. Кроме того, в случае использования она не должна оставлять в тонере ворсинок. При этом возможны два варианта: либо подложка после перенесения тонера на плату просто снимается (в случае плёнки для лазерных принтеров или основы от "Oracal"), либо предварительно размачивается в воде и потом постепенно отделяется (мелованная бумага). Перенос тонера на плату заключается в прикладывании подложки с тонером к предварительно очищенной плате с последующим нагревом до температуры, немного превышающей температуру плавления тонера. Возможно огромное количество вариантов как это сделать, однако наиболее простым является прижим подложки к плате горячим утюгом. При этом для равномерного распределения давления утюга на подложку рекомендуется приложить между ними несколько слоёв плотной бумаги. Очень важным вопросом является температура утюга и время выдержки. Эти параметры варьируются в каждом конкретном случае, поэтому, возможно, придётся поставить не один эксперимент, прежде чем вы получите качественные результаты. Критерий тут один: тонер должен успеть достаточно расплавиться, чтобы прилипнуть к поверхности платы, и в то же время не успеть дойти до полужидкого состояния, чтобы края дорожек не расплющились. После "приварки" тонера к плате необходимо отделить подложку (кроме случая использования в качестве подложки алюминиевой фольги: её отделять не следует, поскольку она растворяется практически во всех травильных растворах). Плёнка для лазерных принтеров и основа от "Oracal" просто аккуратно снимаются, в то время как обычная бумага требует предварительного размачивания в горячей воде. Стоит отметить, что в силу особенностей печати лазерных принтеров слой тонера в середине больших сплошных полигонов достаточно мал, поэтому следует по мере возможности избегать использования таких областей на плате, либо после снятия подложки придётся подретушировать плату вручную. В целом использование данной технологии после некоторой тренировки позволяет добиться ширины дорожек и зазоров между ними вплоть до 0,3 мм.

Способ - 3. Применение фоторезистов.

Фоторезистом называется чувствительное к свету вещество, которое под воздействием освещения изменяет свои свойства. В последнее время на российском рынке появилось несколько видов импортных фоторезистов в аэрозольной упаковке, которые особенно удобны для использования в домашних условиях. Сущность использования фоторезиста заключается в следующем: на плату с нанесённым на неё слоем фоторезиста накладывается фотошаблон и производится её засветка, после чего засвеченные (или не засвеченные) участки фоторезиста смываются специальным растворителем, в качестве которого обычно выступает едкий натр (NaOH). Все фоторезисты делятся на две категории: позитивные и негативные. Для позитивных фоторезистов дорожке на плате соответствует чёрный участок на фотошаблоне, а для негативных, соответственно, прозрачный. Наибольшее распространение получили позитивные фоторезисты как наиболее удобные в применении. Остановимся более подробно на использовании позитивных фоторезистов в аэрозольной упаковке.
Первым этапом является подготовка фотошаблона. В домашних условиях его можно получить, напечатав рисунок платы на лазерном принтере на плёнке. При этом необходимо особое внимание уделить плотности чёрного цвета на фотошаблоне, для чего необходимо отключить в настройках принтера все режимы экономии тонера и улучшения качества печати. Кроме того, некоторые фирмы предлагают вывод фотошаблона на фото плоттере - при этом вам гарантирован качественный результат.
На втором этапе на предварительно подготовленную и очищенную поверхность платы наносится тонкая плёнка фоторезиста. Делается это путём распыления его с расстояния порядка 20 см. При этом следует стремиться к максимальной равномерности получаемого покрытия. Кроме того, очень важно обеспечить отсутствие пыли в процессе распыления - каждая попавшая в фоторезист пылинка неминуемо оставит свой след на плате.
После нанесения слоя фоторезиста необходимо высушить получившуюся плёнку. Делать это рекомендуется при температуре 70ºС - 80 ºС, причём сначала нужно подсушить поверхность при небольшой температуре и лишь затем постепенно довести температуру до нужного значения. Время сушки при указанной температуре составляет порядка 20 - 30 мин. В крайнем случае допускается сушка платы при комнатной температуре в течении 24 часов. Платы с нанесённым фоторезистом должны храниться в тёмном прохладном месте.
Следующим после нанесения фоторезиста этапом является экспонирование. При этом на плату накладывается фотошаблон (желательно стороной печати к плате: это способствует увеличению чёткости при экспонировании), который прижимается тонким стеклом или куском плексигласа. При достаточно небольших размерах плат для прижима можно использовать крышку от коробки компакт - диска либо отмытую от эмульсии фотопластинку. Поскольку область максимума спектральной чувствительности большинства современных фоторезистов приходится на ультрафиолетовый диапазон, для засветки желательно использовать лампу с большой долей УФ - излучения в спектре (ДРШ, ДРТ и др.). В крайнем случае, можно использовать мощную ксеноновую лампу. Время экспонирования зависит от многих причин (тип и мощность лампы, расстояние от лампы до платы, толщина слоя фоторезиста, материал прижимного покрытия и др.) и подбирается экспериментально. Однако в целом время экспонирования составляет обычно не более 10 минут даже при экспонировании под прямыми солнечными лучами.
Проявление большинства фоторезистов осуществляется раствором едкого натра (NaOH) - 7 граммов на литр воды. Лучше всего использовать свежеприготовленный раствор, имеющий температуру 20 ºС - 25 ºС. Время проявления зависит от толщины плёнки фоторезиста и находится в пределах от 30 секунд до 2 минут. После проявления плату можно подвергать травлению в обычных растворах, поскольку фоторезист устойчив к воздействию кислот При использовании качественных фотошаблонов применение фоторезиста позволяет получить дорожки шириной вплоть до 0,15 - 0,2 мм.

Трaвление.

Известно много составов для химического стравливания меди. Все они отличаются скоростью протекания реакции, составом выделяющихся в результате реакции веществ, а также доступностью необходимых для приготовления раствора химических реактивов. Ниже приведена информация о наиболее популярных растворах для травления.

Состав - 1.

Хлорное железо (FeCI3) - пожалуй, самый известный и популярный реактив. Сухое хлорное железо растворяется в воде до тех пор, пока не будет получен насыщенный раствор золотисто - желтого цвета (для этого потребуется порядка двух столовых ложек на стакан воды). Процесс травления в этом растворе может занять от 10 до 60 минут. Время зависит от концентрации раствора, температуры и перемешивания. Перемешивание значительно ускоряет протекание реакции. В этих целях удобно использовать компрессор для аквариумов, который обеспечивает перемешивание раствора пузырьками воздуха. Также реакция ускоряется при подогревании раствора. По окончании травления плату необходимо промыть большим количеством воды, желательно с мылом (для нейтрализации остатков кислоты). К недостаткам данного раствора следует отнести образование в процессе реакции отходов, которые оседают на плате и препятствуют нормальному протеканию процесса травления, а также сравнительную скорость реакции.

Состав - 2.

Персульфат аммония ((NH4)2S208) - светло кристаллическое вещество, растворяется в воде исходя из соотношения 35 г. вещества на 65 г. воды. Процесс травления в этом растворе занимает порядка 10 минут и зависит от площади медного покрытия, подвергающегося травлению. Для обеспечения оптимальных условий протекания реакции раствор должен иметь температуру порядка 40 ºС и постоянно перемешиваться. По окончании травления плату необходимо промыть в проточной воде. К недостаткам этого раствора относится необходимость поддержания требуемого температурного режима и перемешивания.

Состав - 3.

Раствор соляной кислоты (HCI) и перекиси водорода (H2O2). Для приготовления этого раствора необходимо к 770 мл. воды добавить 200 мл. 35% соляной кислоты и 30 мл. 30% перекиси водорода. Готовый раствор должен храниться в тёмной бутылке, не закрытой герметически, так как при разложении перекиси водорода выделяется газ. Внимание: при использовании данного раствора необходимо соблюдать все меры предосторожности при работе с едкими химическими веществами. Все работы необходимо производить только на свежем воздухе или под вытяжкой. При попадании раствора на кожу её необходимо немедленно промыть большим количеством воды. Время травления сильно зависит от перемешивания и температуры раствора и составляет порядка 5 - 10 минут для хорошо перемешиваемого свежего раствора при комнатной температуре. Не следует нагревать раствор выше 50 ºС. После травления плату необходимо промыть проточной водой. Данный раствор после травления можно восстанавливать добавлением H2O2. Оценка требуемого количества перекиси водорода осуществляется визуально: погруженная в раствор медная плата должна перекрашиваться из красного в тёмно - коричневый цвет. Образование пузырей в растворе свидетельствует об избытке перекиси водорода, что ведёт к замедлению реакции травления. Недостатком данного раствора является необходимость строгого соблюдения при работе с ним всех мер предосторожности.

Очистка заготовки, сверловка, нанесение флюса, лужение.

После завершения травления и промывки платы необходимо очистить её поверхности от защитного покрытия. Сделать это можно каким - либо органическим растворителем, например ацетоном.
Далее необходимо просверлить все отверстия. Делать это нужно остро заточенным сверлом при максимальных оборотах электродвигателя. В случае, если при нанесении защитного покрытия в центрах контактных площадок не было оставлено пустого места, необходимо предварительно наметить отверстия (сделать это можно, например шилом). Прижимное усилие в процессе сверления не должно быть слишком большим, чтобы на обратной стороне платы не образовались бугорки вокруг отверстий. Обычные электродрели практически не подходят для сверления плат, поскольку, во - первых, имеют низкие обороты, а во - вторых обладают достаточно большой массой, что затрудняет регулирование прижимного усилия. Удобнее всего для сверления плат использовать электродвигатели типа ДПМ - 35 и им подобные с насаженным на их вал небольшим цанговым патроном. После сверловки нужно обработать отверстия: удалить все зазубрины и заусенцы. Сделать это можно наждачной бумагой.
Следующим этапом является покрытие платы флюсом с последующим лужением. Можно использовать специальные флюсы промышленного изготовления (лучше всего смываемый водой или вообще не требующий смывания) либо просто покрыть плату слабым раствором канифоли в спирте. Лужение можно производить двумя способами: погружением в расплав припоя либо при помощи паяльника и металлической оплётки, пропитанной припоем. В первом случае необходимо изготовить железную ванночку и заполнить её небольшим количеством сплава Розе или Вуда. Расплав должен быть полностью покрыт сверху слоем глицерина во избежании окисления припоя. Для нагревания ванночки можно использовать перевёрнутый утюг или электроплитку. Плата погружается в расплав, а затем вынимается с одновременным, удалением излишков припоя ракелем из твёрдой резины.

Заключение.

В данной статье мы постарались осветить все наиболее удобные для применения в домашних условиях технологии изготовления печатных плат. Использование современных фоторезистов или технологии лазерного принтера и утюга позволяют получить достаточно хорошие результаты. Таким образом, у радиолюбителей появляется возможность изготовления печатных плат с минимальной шириной проводника порядка 0,2 - 0,3 мм, что ещё десять лет назад было практически недостижимым даже при серийном производстве.
Алексей Сигаев, Москва.

4

Некоторые вопросы и ответы из сети "Fido.net".

У нас появились на рынке какие-то аэрозольные банки с "фоторезистивным лаком". Кто-то это чудо враждебной химии щупал? Как результаты? Что получается, реально?

Вполне отличные результаты дает применение POZITIV 20. Но технология весьма чувствительна к отклонениям параметров. Мне пришлось поначалу израсходовать примерно пол аэрозоля, прежде чем я обнаружил свою ошибку: после нанесения на плату лак.

ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно высушивать НЕ МЕНЕЕ суток, иначе он переходит в проявитель очень быстро и установить момент окончания травления практически не удается. Отсутствие отлила не показатель хорошей сушки. Также необходимо СТРОГО выдерживать концентрацию NaOH: ровно 7 граммов на литр воды. Взвешивай на весах. Малейшее отклонение в сторону - будешь делать все сначала. И вообще, на халяву "прогнать" весь процесс - думать забудь! Не нужно повторять чужих ошибок. В качестве источника света я использую ДРЛ-250 со спиленным баллоном, ее включаю в сеть через штатный дроссель. Применять абразивные материалы для подготовки поверхности стеклотекстолита КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Это приводит к неравномерному проявлению - проверено. Так что покупай материал весьма пристально. После отработки процесса и получения первой платы "заводского" качества чувствуешь непомерное удовлетворение - ведь теперь можно очень плодотворно потрудиться над рисунком в ACCEL EDA или других CADax... Наконец, последнее. Некоторые трудности при изготовлении двусторонних плат. Тут приходится повозиться.. . Ведь неясно, как реагирует спирто-канифольный лак на проявитель NaOH. Но этот вопрос легко изучить опытным путем.

Фоторезист «самопал».

Это один из самых доступных методов изготовления "сабжа". Причем довольно с неплохими параметрами. Широту сферы применения, надеюсь, оцените. Обыкновенным фотоснимком сейчас никого не удивить. А вот можно ли изготовить отпечаток не на бумаге или пленке, а на каком-либо другом материале - металле, керамике, пластмассе? Это можно сделать, воспользовавшись способностью яичного белка, альбумина в присутствии солей хрома дубиться под действием света и терять способность растворяться в воде. Этот метод фотокопирования широко использовался в фотографии в начале прошлого века, а теперь его применяют для получения трафаретов для травления металла, рисунков на керамических плитках и т.д. Возьмите несколько свежих куриных яиц и отделите белки от желтков так, как это делают хозяйки ударив ножом по скорлупе и осторожно переливая содержимое яйца из половинки в половинку над чашкой или стаканом. Полученный белок сбейте в пену и дайте ему отстояться часа 2-3; в результате все пленки останутся с пеной, а внизу будет находиться чистый прозрачный белок. Одновременно готовится "очувствляющий" раствор. Для этого в 100 мл воды следует растворить 2 г "бихромата" калия и разделить раствор на две части. К одной части нужно добавлять 10%-ный раствор аммиака (нашатырного спирта) до тех пор, пока оранжевый раствор не станет лимонно-желтым; после этого обе части раствора слейте вместе. Этот раствор следует хранить в темноте и употреблять по мере надобности. Чтобы приготовить светочувствительный раствор, белок нужно смешать с половинным объемом раствора хромовой соли и профильтровать через влажную вату. Выполнять эту операцию следует на слабом рассеянном свету. Полученную смесь налейте тонким слоем на чистую поверхность стекла, металла, керамики или какого-либо другого материала и осторожно высушите. Чтобы слой был ровным и тонким, его лучше всего наносить, вращая подложку на горизонтальном диске (например, диске проигрывателя) . А ускорить сушку можно, воспользовавшись рефлектором для обогревания комнат, следя только за тем, чтобы температура не была слишком высокой и белок не свернулся. Отпечаток получают контактным способом, плотно прижимая негатив эмульсионным слоем к поверхности пластинки и освещая его солнечным светом или светом сильной электрической лампы (500 Вт, 70 см); продолжительность экспозиции (около 3-5 минут) подбирается опытным путем. После окончания экспонирования светочувствительную поверхность надо покрыть тонким слоем литографской краски (она бывает в художественных салонах); краску следует наносить резиновым валиком, употребляемым в фотографии, предварительно раскатав ее на куске стекла. После этого пластинку опускают в воду. В тех местах, куда свет не попадал, белок начнет разбухать и отходить от поверхности подложки. Достаточно разбухший белок осторожно удаляют под водой ватным тампоном. Когда пластинка и краска высохнут, получится позитивный отпечаток. При желании этим способом можно получать и многоцветные отпечатки. Для этого поверх сухого окрашенного слоя надо снова нанести светочувствительный слой и повторить все операции, только используя для экспозиции другой негатив и закатывая экспонированный слой краской другого цвета. При этом придерживайтесь такого правила: самый первый (начиная от подложки) слой должен быть самым темным, а все последующие слои - все светлее и светлее. Окончательное изображение для лучшей сохранности рекомендуется покрыть слоем бесцветного нитролака, распыляя его из пульверизатора. Чтобы получить трафарет для травления металла, поступают несколько иным способом. После того как экспонированный слой закатан литографской краской, отмыт водой и подсушен (краска должна быть еще липкой), поверхность пластинки припудривают тонко измельченной канифолью и излишки порошка сдувают. Затем пластинку следует осторожно подогреть на электроплитке до тех пор, пока порошок не сплавится с краской. В результате в засвеченных местах образуется прочное кислотоупорное покрытие, и если пластинку поместить в раствор подходящей кислоты (предварительно покрыв ее тыльную сторону лаком), то открытые места растворятся и образуется рельефный рисунок. А если в качестве подложки взять керамическую плитку или стекло, а полученный рисунок припудрить не канифолью, а стеклянным порошком с низкой температурой плавления, то после нагревания в печи на поверхности плитки получится рисунок из стеклянной глазури, который можно сделать и цветным, используя цветное стекло или добавляя к нему соли разных металлов.

Тут пришел черед отложить чужой опыт и подумать самому.

Во-первых: что представляют собою материалы, используемые нами? Гетинакс: ткань, пропитанная химически стойким полимером. Медь: метал, стоящий в ряду Бекетова правее водорода. Тонер: полимер, получаемый путем спекания какого-то порошка при достаточно высоких температурах. Следовательно, можно сделать предположение, что он обладает достаточной химической стойкостью. И наконец - верхняя часть нашего бутерброда - бумага. А что такое бумага? Это - целлюлоза! Сразу вспоминается один из самых известных в нашей стране процессов в области орг. химии: разложение целлюлозы серной кислотой с образованием спирта. В данном, весьма нехарактерном случае, нас интересует не результат, а сам процесс. Едем в ближайший химический магазин.Берем там 1 кг. хлорного железа (-30 р.), полтора литра концентрированной химически чистой серной кислоты (~40 р.) и несем все это дело при помощи общественного транспорта к себе домой. Если кого удивили количества приобретаемых реактивов, то разъясняю: это минимальные партии. Процесс подготовки плат стандартный: тщательная зачистка мелкой шкуркой, чистка салфеткой, 2-3 минуты в хлорном железе. Далее прикладывается рисунок, 5-6 листиков газеты (для большей мягкости, равномерности прижима, и чтобы случайно рисунок утюгом не свернуть). Пятисот ваттным утюгом на полную мощность все переносится, как в типографии напечатано. Далее готовим кислоту. Как мне сказали в магазине, у них все кислоты концентрированы по определению. Соответственно делюсь печальным опытом разбавления. В школьном курсе химии говорилось, что концентрированную серную кислоту можно пользовать только в стеклянной посуде, а разбавлять надо, приливая что-то к чему-то по палочке (что к чему, воду или кислоту - к сожалению не помню) . Это в теории. На практике - палочки под рукой не оказалось, катать туда-сюда полутора литровую бутыль - это тоже не сахар, а посему было плюхнуто в чашку на глазок немного воды и столько же заветной жидкости.

ВНИМАНИЕ: результат подобных необдуманных действие мгновенно вскипает. Поэтому советую поискать школьный курс химии и поинтересоваться, что и как делать. Короче: после того, как наш бутерброд, пролежав в подобном продукте полчаса, был поднесен под струю крана - всю бумагу (как волной смыло напором. Далее все как обычно: хлорное железо, лужение. Края - как ножом обрезало.

Небольшое отступление

Приведено не мало способов изготовления печатных плат в домашних условиях, и на довольно высоком уровне. Но как выяснилось, способ принтера и утюга, имеет свой недостаток. При этом способе происходит "приваривание" тонера на фольгу будущей печатной платы. Приходится опытным путём подбирать температуру утюга, время приглаживания. При недостаточной температуре - тонер не пристанет к плате, при избыточной - происходит его плавление и проводники увеличивают свою ширину, могут и вообще соединиться. И ещё немаловажное замечание: "Если материал печатной платы имеет "горбы" и ямы, считайте что вся ваша работа пошла под "откос". Плоскость платы должна быть идеально - гладкой, в противном случае, в одних местах тонер станет плавиться , в других даже и не прилипнет. На эти грабли уже наступали, знаем. Гетинакс применять при этом способе вообще не следует по той причине что даже от незначительного нагрева он сам начинает коробиться. Выход один, следует применить другой способ. Ниже приводятся ещё способы переноса тонера на фольгу, без применения утюга. Как известно, тонер растворяется уайт спиритом, ацетоном. Эти способы напоминают собой обыкновенное приклеивание тонера к фольге платы.

Уайт спирит

Многие используют "лазерно-утюговую" технологию изготовления печатных плат. Предлагаю заменить температурный способ переноса изображения на химический. В копировальных аппаратах и лазерных принтерах для отделения тонера от тефлонового вала применяются, как правило, два основных способа. Первый при помощи фьюзерной (силиконовой) смазки, это там где есть фетровые валики. Второй способ, когда отделитель выделяется из состава тонера при нагревании во фьюзере (печке). Это я все к тому, что приемлемое качество при "утюговой" технологии получить невозможно принципиально. При химическом способе результат гораздо выше. Перенос изображения практически 100%, и зависит только от качества печати на "факсовке". Хорошо получаются толстые проводники и сплошные участки, правда, напечатать это сложно, поэтому толщину дорожек лучше брать 0,3 - 0,5 мм, а сплошные участки делать в виде сетки. Суть способа в следующем (как это делаю я). Поверхность платы зачищается абразивной пастой для мытья посуды (пемолюкс). Моется в проточной воде и сушится. Протирается салфеткой, пропитанной "УАЙТ СПИРИТОМ". Уайт спирит при помощи полоски бумаги шириной 1 см наносится на факсовку со стороны изображения. Наносить Уайт спирит по одному месту дважды и более нельзя. Влажная "факсовка" накладывается на плату. После контакта факсовки с платой, факсовку нельзя перемещать (протягивать) по плате. На факсовку накладывается три - пять листов бумаги. Плата укладывается между двух книг в мягком переплете. Полученный бутерброд зажимается в пресс (я использую из набора "Юный переплетчик") на 8 часов (это важно). Затем плата помещается в воду. Через 10 часов (это тоже важно) факсовка отделится сама, отставшие участки обработать зубной щеткой. Я использовал копир, работающий по первому способу отделения тонера (см. выше), но думаю, что и для второго способа результат будет тот же. Эта технология еще на стадии экспериментов, но первые результаты впечатляющие, поэтому предлагаю её всем для дальнейшего совершенствования.

Ацетон.

Тут кто-то писал об использовании Уайт спирита для растворения лазерного тонера. Я попробовал и категорически отказался от такого запаха и от многочасовых ожиданий готовности пирога. Кто-то вспомнил об ацетоне, как о потенциальном растворителе тонера. Я попробовал ацетон и после нескольких неудачных попыток получил отличный результат. Делюсь опытом. Как известно, главная сложность лазерно-утюжной технологии заключается в том, что не всегда удается сразу угадать время выдержки утюга, его температуру и силу прижима. Предлагаемый вашему вниманию метод полностью свободен от этих недостатков. Итак:
1. Не следует недооценивать влияние тщательнейшей обработки заготовки мелкой шкуркой. Весьма рекомендую на 20-30 секунд погрузить заготовку в раствор для травления для получения матовой поверхности меди, после чего заготовка моется в проточной воде, протирается ацетоном и сушится.
2.Кладем стеклотекстолит лицом кверху.
3.Сверху кладем факсовку рисунком вниз. Желательно оставить по краям некоторый выпуск факсовки для удобства удержания факсовки при выполнении дальнейших операций.
4.Мочим ватный тампон обильно ацетоном.
5.Начинаем разглаживать факсовку тампоном от центра во все стороны, уничтожая пузырьки воздуха. Этот пункт выполняется с произвольным (средним) прижимом тампона, но конечно, не до протирания дыр. Рисунок сразу проявляется сквозь факсовку, и можно контролировать положение рисунка на плате и его качество. Первое время можно даже слегка двигать факсовку.
6.Через две-три минуты разглаживания ацетоновым тампоном нужно сверху на факсовку положить промокашку или несколько слоев туалетной бумаги, или просто газету и накрыть это все чем-нибудь типа книги. Прижим не должен быть сильным, лишь бы мокрая факсовка при высыхании не отделилась от платы. Минут через 5-10, когда это все высохнет, можно аккуратно взять заготовку с приклеившейся факсовкой и положить ее в теплую воду на 10-20 мин.
7. "Скатать" факсовку как переводную картинку точно как в лазерно-утюжной технологии. Проводники 0.3 мм получаются легко, и вообще процесс значительно менее капризный, чем утюг.

Немного от себя:

Видать автор этих строк погорячился, говоря про разглаживаниe факсовки. Достаточно хорошо пропитать бумагу ацетоном, прижимая её к фольге платы а не разглаживая. При разглаживании возможно сдвинуть бумагу или растянуть и даже прорвать.

Тут некоторые писали, что хлорным травится за несколько минут. Или железо у меня не то, или сам стар стал, но у меня оно травится по несколько часов. Что в него добавить, чтоб ускорить процесс?

Хлорное подогреть. Плату или вертикально, или фольгой вниз и помешивать. Когда-то я сделал плоскую вертикальную кювету, из прозрачного плекса, с моторчиком от кассетника. Плата подвешивалась на шнурке, обернутом вокруг небольшого шкива на валу двигателя. Сначала хотел нормальный эксцентрик сделать, но хватило погрешности кое-как вручную обработанного шкива плюс вибрация от движка. Травило очень быстро. Для начала возьми немного раствора и смешай его с водой. Если на просвет будет видно хоть немного желтизны - этим раствором еще можно работать. Свежий раствор при комнатной температуре травит 35 мкм фольгу при покачивании кюветы не более 20 минут. При нагреве до 50 - 60 Co - не более 7 минут. У истощенного раствора время увеличится максимум в 2 раза. В раствор хлорного железа полезно добавить соляной кислоты, это ускоряет процесс травления за счет растворения некоторых соединений, которые оседают на поверхности платы и мешают нормальному травлению. И платы потом намного лучше отмываются от шламов. Не верьте всяким россказням по восстановлению раствора. Чушь все это. Регенерировать в домашних условиях совершенно бессмысленно и очень опасно. Сам процесс регенерации обходится раз в 5 дороже нового реактива. Проще купить или сделать хлорное железо.

По-видимому на этой ноте можно и закончить. Лично мне пока не доводилось видеть более простой, эффективной и дешевой технологии травления в домашних условиях. Надеюсь, что все выше написанное хоть кому-нибудь поможет.



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно